Иногда мне кажется, что я живу с другими писателями на разных планетах. Конечно, я не утверждаю, что моя личность исключительная, но каждый человек в первую очередь замечает непохожесть, поэтому я не могу не обращать внимания на некоторые вещи. Сегодня перечислю основные вопросы о писательстве, которые не не дают мне покоя, и, может, кто-нибудь из читающих эту статью поможет найти мне на них ответ. Итак, я не понимаю:
Содержание
Как писатели выпускают по пять книг в год?
Это взрывает мне мозг. Напрочь. Каждый раз, когда я вижу, что очередной писатель выпускает четвертую книгу за год, я ломаюсь, потому что не понимаю, как это возможно. Как бы я ни старалась, у меня на каждую историю уходит около года, и это том, что я пишу относительно небольшие вещи — на 8-10 авторских листов. Быстрее не получается: если я на себя надавлю, у меня выйдет весьма посредственная книга, которая не будет допущена до публикации и уйдет на доработку. Не говорю уже о том, что сюжету нужно пожить какое-то время в моей голове, чтобы я могла увидеть в нем что-то новое и необычное.
Кто-то может сказать, что эти авторы-спринтеры выпускают недолитературу, наполненную штампами и шаблонными героями. Отчасти можно согласиться — какая-та часть этих книг переписывает давно знакомые сюжеты давно отработанными формулировками. Но ведь среди коммерчески успешных авторов таких стахановцев немало, неужели и они настолько безнадежны? В общем, на их фоне я ощущаю острый недостаток креативности, фантазии и таланта, а вопрос о том, как они это делают, остается открытым.

Как можно публиковать книгу в процессе написания?
С появлением электронного самиздата книги по подписке стали отдельной сферой, позволяющей писателям больше заработать на своей книге. Не имею ничего против такой системы, и даже вижу определенные плюсы в ней, но как так можно работать?
Обычно я работаю по аутлайну, документу, в котором прописываю основные события и сюжетные точки (подробнее об этом писала в статье Как писать книги: пошаговый план). Такой подход позволяет заранее предусмотреть развитие событий и не потерять нить повествования, но даже в этом случае мне приходится возвращаться назад и править начало. Иногда в процессе работы узнаешь что-то новое о персонаже, иногда возникает незапланированная сцена, и приходится подпиливать сюжет под эти изменения. При написании книги в формате онлайн такой возможности нет, и я не уверена, что смогла бы творить в таком режиме.
Как по мне, подобный подход идет не на пользу истории, она теряет в эмоциональном воздействии. А еще спешка порождает логические дыры и рояли в кустах: это я четко вижу на примере манги, которую подобным способом выпускают уже десятки лет. Впрочем, я никогда не читала книги по подписке и не общалась с их авторами: может, они редактируют их после по советам первых читателей и их реакции?
Почему электронные книги стоят так дорого?
Вопрос, конечно, неоднозначный, потому что «дорого» у каждого свое, поэтому обозначу мои границы: 250-300 и выше рублей за книгу, при условии того, что за эту же сумму можно купить печатную, уже слишком. Лично для меня комфортная стоимость — 100-120 рублей, чего я и придерживаюсь при продаже моих книг.
Сделаю оговорку: я понимаю, почему такие суммы могут быть в самиздате: нормальная корректура+редактура+обложка+процент платформе (часто немаленький), и у автора к моменту выпуска книги такой финансовый минус, что выходить из него при небольшой цене он будет лет десять.
Однако у издательств обычно все проще: редактура и обложка делаются и для электронной, и для печатной версии, с платформами у них свои договоры, соответственно проценты выплат выше. Почему тогда цены книг от издательств часто оказываются выше, чем самиздат? К авторам последнего, кстати, вопросы тоже остаются: почему некоторые из них на повести объемом максимум в 3 а.л. ставят цены как на полноценные романы?
Впрочем, сам Литрес мотивирует писателей продавать книги от 149 рублей, чтобы попадать в рассылки и прочие активности, так что понять авторов самиздата тоже можно. Мне подобная политика никогда не нравилась, поэтому я ушла с Литреса на собственный сайт (если нужна статья про плюсы и минусы Литреса, напишите в комментариях, иначе у меня никогда руки не дойдут (дополнение: статья готова)). На других площадках я ничего не оплачивала, возможно, там с этим проще.
На этом, к счастью, список вопросов, на которых у меня нет ответа, заканчивается. Если ты что-то знаешь об одном из этих пунктов, пиши в комментариях — сохрани мою психику от перегруза 🙂
Если тебе нравятся мои статьи, переходи на мою страницу в Boosty — там ты найдешь дополнительные материалы для писателей: советы, идеи для сюжета, шпаргалки, которых нет на моем сайте. Если мои статьи тебе помогли, можешь оставить там же небольшое пожертвование на публикацию одной из моих книг, я буду очень рада 🙂

Мне нужна статья про плюсы и минусы Литреса
Хорошо, постараюсь в ближайшее время сделать 🙂
Одним из таких авторов-скорострелов является никто иной, как Стивен Кинг, чьи произведения вряд-ли можно назвать посредственными. Как он сам писал, у него норма работы над рукописью в день минимум две страницы, вне зависимости от обстоятельств. Мне кажется тут важен вопрос практики, всё-таки Кинг пишет с подросткового возраста, и для него нет проблемы в генерировании новых идей.
Я где-то читала, что его норма две тысячи слов, что ещё больше впечатляет 🙂 У меня с генерацией идей тоже проблем нет, но вот не могу быстро что-то написать, потому что ищу для себя смысловое наполнение, пытаюсь лучше понять персонажей и т.д., иначе создаётся ощущение кустарной работы. Может, это я слишком замороченная, а может, просто особенность мышления. Кстати, я не фанатка Кинга, так что за его творчеством особо не слежу, но слышала от поклонников, что со временем и у него проза слабее стала, не знаю, правда ли это. Что, впрочем, не отменяет его вклада в мировую литературу.
Рина, согласен с вами во всём, кроме цены электронных книг. У меня на книгу уходит 3-4 года (год — только на сбор материалов). Поэтому при цене электронной книги меньше 200 руб автору достанутся совсем уж слёзы. Проблема не в ценах — на книги они в России мизерные, это цена 1-2 обедов в забегаловке. Проблема в доходах читателей — они оскорбительно маленькие.
Восхищаюсь вашим лаконичным языком. Жаль, что вы пишете не в моём жанре (антиутопии).
Согласна, ценообразование — вещь тонкая, особенно в самиздате, потому что кто-то годами работает над одной книгой, кто-то и за пару месяцев её может создать. Лично я всё готовлю сама: и обложку, и текст, и иллюстрации, так что мои затраты минимальны, в остальных случаях нужно ещё и эти расходы в конечную цену вписывать, чтобы не разориться. Особенно если продажи идут через какой-нибудь Литрес с 30% роялти. Но в статье я говорила в основном о выпускаемых издательствами книгах, то есть тех, кто от недостатка бюджета и пиара не страдает. А вообще, существование пиратства отчасти мешает тому, чтобы электронные книги стоили недорого, наверное. Какую цену ни ставь, сливать текст всё равно будут, так что приходится брать ценой, а не количеством.
Спасибо, мне, наоборот, кажется, что у меня очень ветвистый стиль с массой придаточных предложений 🙂