Конструирующий принцип истории: как писать интересные книги

Как правильно писать книгу? Обычно на первый план выходят рекомендации по планированию завязки, кульминации и развязки. Я же могу сказать, что не только от этого зависит интересное повествование. Еще один действенный прием — использование на протяжении всего произведения какой-либо метафоры или способа построение сюжета. Или по-другому — конструирующий принцип.

Появление термина «конструирующий принцип истории» связано с работой Джона Труби «Анатомия истории». Если кратко, то конструирующий принцип сценария или романа позволяет создать цельное произведение, объединенное общей логикой. Это может быть символ или метафора, проходящие через все повествование, а может быть какое-то определенное его устройство.

Звучит запутанно, и у меня ушло несколько лет, чтобы понять, что имел в виду Труби. Оказалось же все просто: у писателя есть два главных вопроса — что рассказывать и как это рассказывать. Ответ на первый — это идея и замысел, а на второй — конструирующий принцип.

Подробнее об этом можно прочесть в указанном источнике, а я в этой статье попытаюсь систематизировать некоторые виды конструирующих принципов, которые можно использовать при написании романа или сценария.

Конструирующий принцип: виды и примеры

Ниже приведены различные модели, которые по-разному раскрывают то, как можно писать книги. Сразу отмечу, что не стоит слепо копировать их. Цель писателя — найти новую форму для выражения своей идеи. Можно взять за основу указанные принципы и поменять в них какие-то детали. Можно объединить несколько в один и за счет этого создать запоминающуюся историю.

Путешествие

Наиболее распространенная модель, по которой строится история. Оно не обязательно должно быть реальным, это может быть метафора. Например, представляющая путь героя как серию испытаний, в ходе которых он обретает друзей, врагов, узнает что-то новое и возвращается в исходную точку, обновленный и помудревший.

Для конструирующего принципа путешествия характерна частая смена мест действия, появление второстепенных персонажей, которые либо присоединяются к нему, либо исчезают из поля зрения по мере того, как герой продвигается дальше.

Дневник

Записи в формате личного дневника, в котором герой описывает свои мысли и переживания за прошедший день — тоже распространенная форма конструирующего принципа. То, как герой рассказывает о своих буднях — кратко или развернуто, пишет каждый день или пропускает целые недели — многое говорит о нем.

К тому же повествование в формате дневника позволяет глубже заглянуть в душу героя и особенно подходит тем, кто делает ставку на психологизм. Но и те, кто предпочитает динамичное развитие событий, смогут использовать этот конструирующий принцип для создания истории.

Инструкция

Историю, в которой герой выполняет определенные действия для достижения нужного ему результата, можно отнести к конструирующему принципу инструкции. Для подобного формата обязателен образ наставника: это может быть человек, книга или что-то еще. Важно то, что герой получает конкретные рекомендации, а далее действует в согласии с ними, читателям же интересно, удастся ли ему выполнить задуманное или нет. Именно этот конструирующий принцип лежит в основе моей повести «10 правил популярности».

Сказка

Еще один популярный вид конструирующего принципа, который использует для основы сюжеты сказок. Подобный формат подойдет к различным жанрам: любовной истории, мистическому триллеру, спортивной комедии и т.д.

Чтобы построить историю-сказку, необходимо изучить основные ее элементы. Можно начать с «Морфологии волшебной сказки» В.В. Проппа — в этой работе содержатся базовые элементы любой сказки. В дальнейшем можно выбирать в качестве основы любую сказку, подходящую по атмосфере, героям или сюжету. Выделив в ней ключевые элементы, можно построить сюжет в своей истории.

Погоня

Суть этого конструирующего принципа сводится к тому, что антагонист постоянно идет по пятам главного героя или наоборот. Этот формат особенно распространен в детективных и мистических историях, однако если адаптировать его под другие жанры, может получиться интересный результат.

Лабиринт

Запутанное повествование, финал которого непредсказуем, постоянное ощущение опасности или давление неопределенности — все это проявление конструирующего принципа лабиринта. Герой постоянно стоит на распутье, и никто не гарантирует, что выбор не заведет его в тупик или поведет не туда. Этот конструирующий принцип хорошо работает в детективах и триллерах.

Переписка

Эпистолярный жанр не ушел в прошлое, а получил свое продолжение в конструирующем принципе переписки. Его можно реализовывать как через длинные письма, например, переписке по e-mail двух персонажей. Советую также обратить внимание на формат чат-историй. Это рассказы, которые отображаются в виде переписки в мессенджере. Сделать их можно самостоятельно в специальных приложениях.

Параллельное повествование

Этот конструирующий принцип позволяет объединить две истории в одну и показать, как по-разному воспринимают события разные персонажи. Сначала повествование идет от лица одного персонажа, затем тот же эпизод описывается с точки зрения другого персонажа. Этот формат особенно популярен в любовных романах, так как дает возможность обойти стандартное ограничение в одного главного героя. 

На этом у меня пока все, но если я разгляжу в каком-нибудь произведении еще один конструирующий принцип — я обязательно сюда его добавлю. Пользуйтесь этой статьей как справочной, но не забывайте о том, что никто не расскажет вам о том, как правильно писать книги. Настоящее творчество рождается в соединении двух-трех элементов, которые до сих пор еще никто таким образом не соединял.

Наверх