Личный бренд писателя: как его создать

Если ты активно пользуешься соцсетями, то слышать про личный бренд тебе приходилось не раз. Все говорят, что важно его создавать, но почти никто не говорит как, а если и говорит, то каждый о своем. Между тем, это не какое-то абстрактное и не поддающееся объяснению понятие — у личного бренда есть конкретные признаки и способы формирования. Так как в глубине души я не только писательница, но и маркетолог, мне захотелось написать статью про личный бренд писателя. Получилась адовая смесь из маркетинга, имиджмейкинга и даже немного НЛП. В общем, то, что нужно новичку в продвижении.

Зачем писателю личный бренд?

Цель построения личного бренда писателя одна — зарабатывать больше. Звучит не очень поэтично, но маркетинг всегда остается маркетингом, как его не называй. Суть проста: твое имя известно людям, твои книги готовы покупать не только преданные фанаты, но и любопытные читатели, а это значит, что прибыль с продаж будет больше. Как результат, тебя любят издательства, в твою рекламу они вкладываются, твои книги стоят на самых видных полках в магазинах.

Классика личного бренда автора — это Стивен Кинг. Про него слышали практически все, причем не все его читали, но то, что он король ужасов, знают даже те, кто далек от этого жанра. Книги Кинга выпускаются заоблачными тиражами, его истории экранизируют и потом повторно экранизируют. У нас в России удачно «забрендировалась» Донцова. Относиться к ее творчеству можно по-разному, можно даже отрицать, что это творчество, но забыть ее невозможно. Иронический детектив = Доноцова, Донцова = иронический детектив.

В общем, если ты грезишь о мировой славе или хотя бы об известности в кругах русскоязычных читателей, личный бренд рано или поздно у тебя появится. Но лучше, если ты самостоятельно его будешь разрабатывать, чтобы контролировать свой образ в медиапространстве. Все, что складывается стихийно — плохо, потому что ты никак не можешь на это повлиять. Ниже я расскажу об основных элементах, которые помогут тебе сформировать стратегию.

Элементы личного бренда писателя

Если все, что я сказала раньше, тебя не напугало, перейдем к составляющим личного бренда автора. Сразу отмечу, что твой образ не должен сильно конфликтовать с твоей личностью: милашка, которая изображает из себя роковую женщину, будет смотреться нелепо. В обратную сторону это тоже работает. Итак, для построения личного бренда тебе понадобится:

1. Псевдоним

Некоторые писатели оставляют настоящее имя, некоторые используют псевдоним. Если ты выбираешь второй вариант, ищи сочетания имени-фамилии, которые соответствуют тематике твоих книг. Зайди на любой книжный сайт и посмотри, какие обычно псевдонимы берут авторы в разных жанрах. Среди писательниц любовных эротических романов популярны зарубежные имена, а вот какую-нибудь Ярославу Вольскую едва ли встретишь. С другой стороны, это отличие может стать фирменной фишкой.

Даже если ты решишь оставить настоящее имя, у тебя все равно есть выбор: подписываться полной формой или взять одно из сокращений. В моем случае я пошла именно по этому пути, решив, что для подростковой литературы мое полное имя будет звучать слишком формально. Это уже мелочи, но иногда даже они имеют значение. Советую не торопиться с выбором, если время позволяет: примерь на себя разные варианты и реши, что тебе нравится больше.

2. Жанр

Про это я уже писала в предыдущем разделе и даже в статье Как стать писателем: инструкция для начинающих. Строгое следование одному жанру поможет тебе закрепиться в памяти читателей и обеспечить допродажи твоих книг. Например, если ты пишешь фэнтези, и человеку твоя книга понравилась, вероятность того, что он прочитает остальные, высока. А вот если у тебя одно фэнтези, один любовный роман, один психологический триллер, один нон-фикшн и одна фантастика, возможность покупки других книг очень низка.

Многие начинающие авторы пробуют себя в разных жанрах, поэтому их библиография выглядит пестрой и разрозненной. С точки зрения поиска своего стиля и тематики это хорошо, а вот с точки зрения продаж — нет. Мало кто из читателей захочет проводить эксперимент над собой и читать книги на неблизкие темы, поэтому ты просто теряешь этих людей. Что делать, если тебе нравится писать разные вещи? Первое: брать для них разные псевдонимы, и активно продвигать самое востребованное направление. Второе: пытаться настолько влюбить в себя читателей, что они будут покупать у тебя все. Это нереально сложно и зачастую все равно неэффективно, но решать тебе.

Статьи и советы для писателей, борьба с писательским блоком

3. Ассоциации

Каждый бренд с чем-то ассоциируется.  KFC — это курица, TikTok — короткие смешные видео, Донцова — юморные детективы каждый месяц и мопсы. Для писателя ассоциации могут быть связаны с внешним видом (стиль одежды, прическа), с книгами (жанр, отзывы), с достижениями (премии и награды), с образом жизни (тусовщица, примерная мать, неформалка).

Ассоциации нужны для того, чтобы запоминаться людям. Все мы мыслим стереотипно, как бы ни старались от этого уйти, поэтому тебе нужны «якоря», при упоминании которых в мозгу сразу же возникал бы твой образ. Сразу отмечу, что ассоциации нужно продумывать заранее, а не ждать публикации в издательстве и тысячи благодарных читателей — будет поздно.

4. Позиционирование

Этим уже все уши прожужжали, но для тех, кто не сидит в инсте и не знаком с продвижением, чуть распишу эту тему. Позиционирование — это то, как ты себя подаешь в медиапространстве. Все, что ты говоришь, пишешь, то, как общаешься с людьми, темы, которые ты освещаешь, в чем видишь цель своей деятельности, какие у тебя ценности и т.д. Короче говоря, это то, что ты считаешь нужным сообщить читателям о себе.

Если у тебя не будет четкого позиционирования, каждый будет сам решать, кто ты и зачем пишешь книги. Как я уже говорила, это плохо, потому что варианты у всех будут разные, а тебе нужны конкретные ассоциации, которые будут связаны именно с тобой. Возможно, ты хочешь быть детским писателем и транслировать такие ценности, как: семья, дети, счастье, гармония, легкость. Может, тебе по душе триллеры, и тебе подойдет образ максимально закрытого от аудитории писателя, вокруг которого возникает ореол таинственности и недоступности, провоцирующий появление самых невероятных слухов.

5. Репутация

Нет ничего важнее этого пункта. Если ты накосячишь с остальными — это можно будет исправить или обыграть по-своему, но разрушенную репутацию не восстановит ничто. Вспоминается относительно недавняя история с Александром Полярным, выбравшим не самую удачную стратегию продвижения книги. В моменте он добился всплеска популярности и даже повышения продаж, но в долгосрочной перспективе это не привело ни к чему хорошему. Читатели негативно оценили не только саму книгу, но и понизили рейтинг у остальных, а на самого автора обрушилась лавина ненависти. И ладно с ней, с аудиторией, вопрос в другом: захотят ли издательства сотрудничать с ним? Любая его новая книга привлечет к себе внимание, но не то, которое ей нужно.

Это яркий пример того, как необдуманные действия приводят к разрушению репутации, которую до этого тебе приходилось выстраивать долгие годы.  Единственное, что спасет в этом случае — смена псевдонима и пара пластических операций, чтобы люди перестали тебя узнавать. Поэтому лучше хорошо думай над тем, что ты говоришь и делаешь.

Никогда не унижай других писателей и не пиши разгромные рецензии на их книги, чтобы утопить их карьеру. Не оскорбляй читателей, которым не понравилась твоя история — это выглядит нелепо и жалко, а не превращает тебя в непризнанного гения. Бери пример с королевских семей: они всегда холодно-вежливы и осторожны в высказываниях. Может показаться, что это лицемерие или попытка подстроиться под мнение большинства, но на самом деле такая тактика помогает не плодить конфликты на пустом месте.

На репутацию влияют не только твои поступки, но и книги. Провокационные и неоднозначные темы нужно задействовать максимально аккуратно, с учетом аудитории, на которую ты ориентируешься. Если она консервативна, то продвигать среди них книгу про однополую любовь — не лучше решение, а прогрессивным читателям не понравится романтизация насилия. В общем, как писатель ты всегда балансируешь на тонкой грани, и только внутреннее чувство меры может спасти тебя от провала.

Этот пункт получился самым объемным, и, надеюсь, тебе понятно, почему. Репутация — это основа твоего личного бренда писателя, то, ради чего ты трудишься. Не расслабляйся, даже если в твоей группе пока только три участника — интернет злопамятен, и ненужная информация может вылезти в самый неподходящий момент. В завершение хочется вспомнить слова классика: «Береги честь смолоду». Лучше совета и не придумаешь.

6. Популярность

Последнее, но в то же время самое важное для твоего личного бренда (после репутации). Если среди твоих верных поклонников только мама и тетя Валя из третьей квартиры, то говорить о бренде пока рано. Все предыдущие пункты — это основа, но бренд становится брендом, когда его распознает широкий круг людей. Ничего нового, продвижение писателя — одна из главных его задач.

При этом популярность может быть двух типов. Первая — скажем так, всеобщая, например, Стивен Кинг — мировой писательский бренд. Вторая — локальная, в рамках одноязычной аудитории и только в пределах одного жанра. К примеру, Марина Суржевская известна не всем, но те, кто читает смесь фэнтези и любовных романов, слышали о ней, даже если не покупали ни одной книги. Разница только в объеме гонораров, количестве усилий, ну и немного в везении. Мировая слава нужна не всем, поэтому тебе может быть достаточно признания и небольшой группы людей. Если же ты хочешь быть как Кинг, могу только пожелать удачи — задачка не из легких 🙂

Прокачивать популярность нужно через участие в книжных мероприятиях, конкурсах, интервью. Положительно сказывается создание собственных проектов, открытие писательских школ, основание премий для писателей и т.д. Чем чаще ты будешь светиться — тем популярнее станешь. Но предупреждаю сразу — готовься к тому, что тебя будут обсуждать все, кому не лень, и не в положительном ключе. Не пугает? Тогда вперед!

Популярные вопросы про личный бренд писателя

Полагаю, что все, о чем я рассказала выше, вызвало у тебя немало вопросов. В этом разделе я попытаюсь ответить на них и подвести итог этой теме, чтобы стало окончательно ясно, нужен ли тебе личный бренд писателя.

Обязательно ли мне нужно развивать личный бренд писателя?

Нет. Я уже говорила в начале статьи и повторю еще раз: личный бренд — это инструмент заработка денег. Если ты видишь себя только в писательстве и хочешь получать неприлично большие гонорары, все вышеперечисленное делать придется. Писатель с прокачанным личным брендом делает больше продаж и не зависит от издательств, так что выгоды очевидны.

Если писательство для тебя хобби, и ты не собираешься впрягаться в эту гонку за роялти, забей. Конечно, некоторые из перечисленных элементов могут тебе быть полезны, если ты хочешь, чтобы тебя читали не только родственники и случайные люди, но детально прописывать стратегию продвижения автора не нужно. Наслаждайся написанием книг, общением с другими писателями и своей небольшой, но доброжелательной аудиторией.

Какие площадки использовать для развития личного бренда?

Любые, которые удобны тебе. Исходить нужно из формата: ты больше любишь текст, видео или аудио? Для видео подойдет Ютьюб, ТикТок и Инстаграм; тексты удобнее публиковать на собственном сайте, ЯндексДзене, Вконтакте или в Инстаграме; для аудио подойдет Телеграм или сайты, на которых можно публиковать подкасты.

В идеале у тебя должна быть одна основная площадка, на которой ты сконцентрируешь все свои силы, и несколько запасных, где можно размещать репосты или материалы другого формата. Среди писателей сейчас популярны блоги в Инстаграме и Вконтакте, реже их можно встретить в ТикТоке, на ЯндексДзене и собственных сайтах.

Сколько времени нужно, чтобы построить личный бренд?

Много. Очень много времени, сил и иногда денег. Это марафон длинною во всю твою жизнь, потому что стоит тебе ненадолго расслабиться и выпасть из медиапространства, как на твое место придут другие. Не все готовы к этому, поэтому единицы становятся теми самыми писателями-брендами.

Если же говорить о минимальной планке — то минимум полгода-год при условии, что у тебя с самого начала есть несколько книг, а также возможность участвовать во всех писательских активностях. Ах, да, я забыла про деньги. Чем быстрее хочешь добиться известности, тем больше финансов придется в это вложить.

Можно ли развивать личный бренд самостоятельно?

И да, и нет. Конечно, гораздо проще, если ты сможешь нанять специалиста-имиджмейкера (не путать со стилистом), который объективно оценит тебя и создаст рабочую стратегию. С другой — мир знает немало так называемых self-made публичных личностей, которые всего добились сами. Если чувствуешь в себе силы — можешь делать все самостоятельно.


Говорить про продвижение я могу бесконечно, но эту статью я и так писала два дня, так что на этом заканчиваю. Тем, кто решил развивать личный бренд писателя, советую взять лист и расписать на нем все элементы, записать цели на ближайший месяц/год/пять лет, и подумать, как их можно достичь. Помни, что популярность — это результат упорного труда. Не смотри на тех, кто добился ее случайно, эти люди попадают в волну, но не знают, как удержать ее, и про них забудут так же быстро, как узнали. А вот тот, кто идет к своей цели и подкрепляет практику теорией, может оставаться на слуху столько, сколько захочет. Это я тебе как маркетолог говорю.

Если тебе нравятся мои статьи, переходи на мою страницу в Boosty — там ты найдешь дополнительные материалы для писателей: советы, идеи для сюжета, шпаргалки, которых нет на моем сайте. Если мои статьи тебе помогли, можешь оставить там же небольшое пожертвование на публикацию одной из моих книг, я буду очень рада 🙂

4 комментария для “Личный бренд писателя: как его создать

  1. Здравствуйте. Мне было очень полезно почитать ваши советы, спасибо. Сейчас работаю над книгой, поэтому нуждаюсь в помощи. Напишите мне, возможно моя история вас заинтересует и вы не откажитесь со мной сотрудничать.

  2. Просто хотела сказать спасибо за статью 🙂 Для меня она была полезна.
    Благодарю!

    1. И вам спасибо за комментарий 🙂 Удачи в развитии своего бренда, если будут вопросы, не стесняйтесь, постараюсь помочь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Наверх