Мои писательские принципы

Когда поговорить о писательстве хочется, но не с кем, на помощь приходит мой бложик. Сегодня я решила сформулировать мои писательские принципы — в первую очередь для себя, но, может, читателям и другим писателям будет интересно их узнать. Как это обычно приходится делать в интернетах, уточняю, что это не правила и не советы. Всего лишь мое видение писательства, мое творческое кредо. Кому-то оно покажется близким, у кого-то вызовет отторжение, а кто-то просто не поймет — и все это совершенно нормально.

Продумывать сюжет книги заранее

Уж сколько в меня шишек летело за то, что я публикую свои советы и шпаргалки, ведь «у творчества нет правил, главное — это чувства, полет фантазии» и т.д. Почему-то люди считают, что планирование книги — это жесткий процесс, который ограничивает их фантазию и заставляет идти по шаблонам, однако это совсем не так. Заметки, схемы и графики помогают мне видеть цельную картину, приводить историю к общей идее и отслеживать изменения персонажей. Я не иду на поводу у своего воображения, чтобы потом заново переписывать книгу при редактировании, а сразу устанавливаю правила игры для себя.

Любить всех созданных персонажей

Этот совет я давно вычитала в руководстве Роберта Макки (обзор на него можно посмотреть здесь). Он говорил о том, что аудитория всегда чувствует ненависть автора к определенному герою — он выглядит плоским, лишенным правдоподобной мотивации и целей. И вообще, зачем создавать кого-то, кого ты терпеть не можешь?

Скажу честно, не всегда получается это сделать быстро. Однако я никогда не двигаюсь дальше до тех пор, пока непонятный мне персонаж не станет вызывать теплые чувства. Для этого приходится наблюдать за ними в ситуациях, которые выходят за рамки истории, искать момент, когда они свернули не туда и т.д. Зато в результате они начинают жить своей жизнью и делают книгу еще интереснее.

Рина Ушакова книги купить

Избегать очевидности

Временами досматриваешь фильм или дочитываешь книгу и чувствуешь, что автор хотел ей сказать. Например, что нужно идти за своей мечтой, внимательнее относиться к близким и друзьям, никогда не сдаваться и все в таком духе. Мне такой подход не очень близок — в такие моменты я чувствую, будто мир, в котором я до этого жила, вдруг превращается в картонные декорации, а герои становятся актерами, игравшими в спектакле, который призван продемонстрировать взгляды автора.

В своих книгах я всегда стараюсь этого избегать. Да, я начинаю с какой-то конкретной темы, но в кульминации не делаю на ней акцент, наоборот, пытаюсь спрятать, чтобы каждый мог сделать свой вывод о прочитанном. В результате даже я не могу сказать, что я хотела сказать своими книгами — такой вот парадокс 🙂

Создавать иронические финалы

Еще один термин из работы Макки. Ироническая концовка заключает в себе одновременно и плюс, и минус. Например, герой чего-то хотел, но не получил этого, зато обрел что-то другое. Или он внезапно отказался от своей цели, когда понял, что ему на самом деле важно.

Для меня подобный финал — самый интересный и самый правдивый, ведь в жизни постоянно так: мы что-то приобретаем и что-то теряем. Можем исполнить заветное желание и узнать, что в это же день умер кто-то из близких. Пережить предательство одного человека и в результате познакомиться с кем-то, кто останется с нами надолго. Жизнь непредсказуема, случайна, поэтому книги, в которых используется этот прием, оставляют у меня особое послевкусие.

Писать то, что интересно мне

Мода переменчива. Сегодня в тренде мистика, завтра все перейдут на детективы, а потом издательства начнут активно продвигать любовные романы. Достаточно вспомнить кучу книг а-ля «Гарри Поттер» в нулевых или десятки историй про вампиров после успеха «Сумерек».

Для меня главный критерий в творчестве — личный интерес и желание развивать любимый жанр новыми приемами. Только так можно создавать нешаблонные произведения, которые будут захватывать с первой главы.

Не шлифовать книгу до идеала

Наверное, всем известно это чувство: ты написала историю, перечитала ее и вдруг осознала, что придумала какую-то дичь. Появляется нестерпимое желание все заново переписать, еще глубже проработать персонажей, добавить еще больше идей, смысла и метафор, и еще, и еще!

Скажу честно, во время работы над книгой я всегда страдаю от того, что получается какая-то ерунда, а раз в пару месяцев порываюсь удалить все мое творчество. Однако по неизвестной причине мне удается держать перфекционизм в руках. Я не переписываю главы в готовой повести, не меняю синтаксис каждого предложения по три раза, не собираю вокруг себя толпу бета-ридеров. Почему? Да потому что я понимаю, что после всех этих манипуляций ничего не изменится — я все равно буду замечать недостатки.

Обычно я успокаиваю себя так: у меня был продуманный план, в книге есть идея, персонажей я люблю, мне перечитывать интересно. Читатели не провели в моем мире столько времени, сколько я, поэтому они не заметят мелких погрешностей, у них другое восприятие. Поэтому нужно отпустить историю в свободное плавание и работать над следующей.

Оформлять истории самостоятельно

Может показаться странным, но я отказалась от идеи с издательствами только потому, что там у меня может не быть возможности выбрать обложку для книги, название или аннотацию. А если и будет, придется все равно идти на компромисс. Звучит смешно, но мне очень важно, чтобы книга была такой, какой ее вижу я. Не знаю, хорошо это или плохо, но палки в колеса я себе вставила знатные: продвигать творчество придется самостоятельно.

Сил это отнимает немало: одновременно писать историю, рисовать обложку, подбирать «продающие» название и аннотацию не так просто. Голова пухнет от обилия информации, и появляется соблазн отправить рукопись в парочку издательств, чтобы не париться.

Искать неожиданные повороты

Ближе к финалу книги обязательно должно произойти что-то непредсказуемое, что-то, что переворачивает все, что я знала о ком-либо из персонажей. Для меня это принципиальный вопрос, и дело тут не в том, что я стремлюсь удивить читателей. В первую очередь я хочу, чтобы история открылась с неожиданной стороны именно для меня.

На поиск подобных тайн, которые скрывают персонажи, у меня уходит огромное количество времени. Если бы не этот мой принцип, я бы писала по полдесятка книг в год, но вместо этого месяцами сижу над одной историей. Успокаиваю себя только тем, что результат того стоит (на мой взгляд).

Думаю, на этом остановлюсь, потому что пора заниматься своими писательскими делами. Я рада, что руки наконец-то дошли до формулировки моих творческих принципов и советую остальным поступить так же. Во-первых, это интересно, во-вторых помогает лучше узнать себя. Если ты решишься составить свой список, обязательно скидывай ссылку в комментарии — я с удовольствием почитаю.

Если тебе нравятся мои статьи, переходи на мою страницу в Boosty — там ты найдешь дополнительные материалы для писателей: советы, идеи для сюжета, шпаргалки, которых нет на моем сайте. Если мои статьи тебе помогли, можешь оставить там же небольшое пожертвование на публикацию одной из моих книг, я буду очень рада

4 комментария для “Мои писательские принципы

  1. Уважаемая Рина, с удовольствием ознакомилась с Вашими писательскими принципами. Всё четко и по полочкам разложено! Было интересно. Спасибо.

    Есть вопрос. А что с Литнет? Не пробовали там публиковаться и зарабатывать? Вообще, стоит ли туда соваться?

    1. Здравствуйте, Маргарита, спасибо за ваш отзыв! К сожалению, по поводу Литнета ничего сказать не могу. У меня есть там аккаунт, но я развивать его не планирую. Там сидит совсем не моя аудитория, местные читатели любят любовные романы, фентези и боевики на грани и за гранью 18+, я же пишу в более легком стиле, поэтому смысла штурмовать этот сайт не вижу. Посмотрите жанры, посмотрите, что уже опубликовано, если чувствуете, что это то, что вам нравится, что вы пишите похожие вещи, то пробовать можно. А заработок там, как и на любой другой платформе, зависит только от вас и умения продвигать свое творчество. Ну, и немного везения 🙂

        1. Думаю, с таким жанром можно на Автор.Тудей пойти, там что-то похожее есть, ну и на Литресе видела подобные книги. Возможно, там есть нужная аудитория. Можно попробовать и там, и там, посмотреть, где лучше пойдет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх