Постоянно слышу о том, что критика писателям жизненно необходима, якобы без неё невозможно совершенствовать свои навыки, развиваться как автор и т.д. Я знаю, что у многих возникают проблемы с принятием отзывов, даже если они конструктивные, и, должна признаться, я тоже отношусь к этой категории. Нас обвиняют в нежелании учиться, неумении принимать критику, но я задумалась — а действительно ли она так нужна, как говорят?
Содержание
Главная проблема критических отзывов
С одной стороны, порой авторы совершают очевидные ошибки, из-за чего провисает структура истории, персонажи получаются плоскими, а финал невыразительным. С другой — восприятие читателей настолько разное, что неясно, где конструктивная критика, а где нет. Я сейчас не говорю о прямых оскорблениях и высмеивании, а о том, что одному книга покажется нудной и растянутой, в то время как другой увидит в ней всю палитру человеческих переживаний. Или кто-то восхитится динамичным сюжетом, а кто-то посчитает, что истории не хватает эмоций и глубины. Кстати, о разных типах читателей я писала в этой полушутливой статье.
Как понять, какой из этих отзывов конструктивный, а какой нет? Оба читателя будут по-своему правы, но их мнение противоречит друг другу, и, получается, автору самому нужно решать, к кому прислушиваться, а к кому нет? Но автор уже принял решение, когда написал книгу. В общем, слишком много вопросов.
Всё это заставило меня задуматься о том, почему же я так настойчиво отвергаю даже потенциальную возможность прислушаться к мнению других, и в результате я вывела для себя ситуации, когда критику нужно воспринимать, и когда можно пропускать её мимо ушей. Результатами своих размышлений я, как обычно, делюсь и с тобой.

Когда критика нужна писателю
Она нужна тогда, когда ты чувствуешь, что она нужна (хештег #логично). Например, ты только начинаешь изучать драматургию, и у тебя нет уверенности в своих силах. Ты сомневаешься, что персонажи хорошо раскрыты, что читать книгу интересно, что твоя тема будет востребована. Если писательство для тебя пока тёмный лес, критические отзывы помогут тебе заметить основные ошибки или, наоборот, научиться отстаивать своё мнение.
Другой вариант — ты решаешь поэкспериментировать в новом жанре или хочешь попробовать что-то новое в рамках своего. В этом случае критика поможет тебе понять, насколько удачным был эксперимент, стоит ли продолжать работу в этом направлении, но, опять же, только в том случае, если тебе сложно определиться самостоятельно.
В общем, отзывы других людей нужны, чтобы посмотреть на творчество со стороны, когда у тебя ещё мало опыта и знаний. Соглашаясь или не соглашаясь с их позицией, ты постепенно научишься принимать решения без критиков, потому что будешь понимать, что и зачем делаешь.
Когда критика не нужна писателю
Тогда, когда она тебе не нужна. У тебя есть серьёзная база в драматургии, постоянные читатели или чёткое понимание того, чего ты хочешь от своего творчества. Если ты смотришь на свою книгу и понимаешь, что это именно то, что тебе хотелось создать, критика уже совершенно не важна, потому что твоя история — это твоё авторское высказывание. Исправлять её ради хороших отзывов всё равно, что говорить то, во что ты не веришь, только чтобы тебя приняли другие люди.
Писать без оглядки на мнение окружающих — серьёзный шаг. Возможно, твоё творчество покажется многим непонятным, а, может, ты, наоборот, внесёшь в свой жанр что-то новое, и это привлечёт внимание. В любом случае, я думаю, что этот тот уровень, к которому нужно стремиться писателям.

Моё отношение к отзывам
С самого начала своей писательской деятельности я не считала отзывы чем-то важным для себя. Конечно, я видела то, что пишут читатели о моих книгах, и многие из этих слов приятны, но они никак не влияют на то, что я делаю. Я просто описываю картинки, которые возникают в моей голове, и не могу их подстраивать под чьё-то желание (моё в том числе), иначе возникает ощущение искусственности.
Сама идея «прислушиваться к критике» выглядит для меня как попытка угодить как можно большему числу людей, и я хотела бы, чтобы эта концепция вообще исчезла из нашей жизни. В конце концов, отзывы пишут в огромном количестве, но хороших книг больше от этого не становится, так что, возможно, что-то тут не работает? Гораздо полезнее было бы, если бы писателей призывали осмысленно подходить к творчеству и понимать, зачем пишется та или иная история.
Я предпочитаю просто творить и публиковать книги, продвигая их по мере своих сил. Если они попадут в струю, отлично, если нет — так тому и быть, оставлю это на откуп судьбе, ничего менять ради продаж не буду.
С точки зрения продвижения любая публично озвученная критика — это хорошо, потому что повышает узнаваемость тебя как автора, причём оценки не имеют никакого значения. Самое главное, чтобы о твоих книгах говорили, пусть временами и что-то плохое. Просто прими, что это не твоя вина, просто людей много и все воспринимают мир по-своему. Больше на эту тему я писала в статье Как пережить плохие отзывы.
А как ты относишься к критике? Чувствуешь, что она тебе нужна или уже знаешь, чего хочешь? Пиши в комментариях, рада буду услышать мнения по этому вопросу 🙂
