Романтические штампы в книге: запрещенный список

Чем отличается хорошая любовная история от слабой? Отвечать на этот вопрос можно долго, подробно и нудно, но сегодня я ограничусь всего одним словом, точнее двумя: романтические штампы. То, что мы видели в книгах и фильмах уже сотни раз. Их использование нас не удивляет. Мы знаем, что будет дальше. Если штампов в истории мало — мы пропускаем эти куски текста по диагонали и читаем дальше. Если много — откладываем книгу и больше никогда не возвращаемся к ней.

За время работы над повестью «5 причин в тебя влюбиться» у меня в голове собралось немало различных избитых сюжетных ходов, которых я старалась избегать. На основе этого списка я решила создать подборку романтических штампов, разбив их по категориям. Они помогут тебе, когда ты возьмешься писать историю о любви. Обязательно дочитай статью — в конце я расскажу, как можно использовать штампы, чтобы читателям было интересно.

Важно: я пишу истории максимально приближенные к нашей реальности, поэтому слабо знакома со штампами в ромфанте, фэнтези и других жанрах. Но все равно советую просмотреть этот список, даже если тебе нравится работать в одном из указанных направлений.

Если ты ищешь руководство, которое поможет разобраться, как написать любовный роман, заглядывай в мою статью Как создать план любого романа на одной странице (+романтика, фэнтези, приключения), там есть пошаговая схема романтической истории.

Популярные романтические штампы

У меня уже есть статья на похожую тему — Романтические тропы: как использовать их в книге. Обязательно почитай ее, чтобы понять, чем отличаются тропы от клише, и как обыграть избитый сюжет, чтобы читателям было интересно. А здесь я просто перечислю самые распространенные романтические штампы, которые многих уже подбешивают.

Персонажи

Можно долго спорить, что появилось раньше — персонаж или сюжет, но мы не можем отрицать важность героев в истории. Именно они двигают действие вперед, отвечая на вызовы судьбы. Картонные персонажи — главная жалоба читателей. Но что это означает? В первую очередь, героев без предыстории, без противоречий в характере, или со слишком очевидным поведением. И герои-романтические штампы в любовных историях — это обычно:

Серая мышка

Скромница, тихая, неуверенная в себе и незаметная девушка/женщина, над которой все посмеиваются и которой ужасно не везет в любви. Ну как не везет, ее просто никто не замечает. Одевается невзрачно, чтобы не быть похожей на девушку, молча сносит обиды. В особо тяжелых случаях ее забитость граничит со святостью — она прощает кого угодно за что угодно. Друзей нет и не предвидится, в свободное время сидит в своей комнате и смотрит в стену. Обычно любит бездомных животных и помогает им.

Бунтарка

Резкая и язвительная девица, которая может ввязаться в драку с толпой пьяных мужиков (перед этим напившись самой). Ругается искусней, чем грузчики и автомеханики вместе взятые. Мгновенно ссорится со всеми, стоит ей только появится в помещении. Главного героя обычно тоже не щадит, но он почему-то терпит ее вместо того, чтобы осадить как следует. Или же сбежать от этой ненормальной подальше.

Королева красоты

Популярная, яркая девушка. Особые приметы: яркий макияж, модная одежда, высокие каблуки, роскошные волосы как из рекламы шампуня. Высокомерная и заносчивая, редко бывает главной героиней. Обычно присутствует в повествовании, чтобы всячески мешать главной героине и пытаться отбить парня. Постоянно плетет интриги.

Подружка

Веселая, активная и совершенно беззастенчивая девушка. Пытается помочь главной героине завоевать принца и снабжает ее полезными советами. Часто нужна только на роль свахи, поэтому ничего конкретного про нее больше не известно.

Мачо

Красив, брутален, молчалив. Брызжет сарказмом и осыпает всех едкими замечаниями. Сводит всех женщин вокруг с ума, но ни с кем не заходит дальше коротких интрижек, кроме главной героини, естественно. Часто качок и миллионер в одном флаконе. Ближе к концу истории выясняется, что у него в прошлом случилась трагическая история, из-за которой он закрылся и перестал верить всем, главным образом женщинам. Авторы особенно любят сводить его с серой мышкой.

Популярный парень

Общительный, жизнерадостный, всегда в центре внимания. В него влюблены все девушки, а все парни хотят быть похожими на него. Обычно спортсмен. Часто его непосредственность — всего лишь маска, за которой он прячет свои истинные чувства. И только перед главной героиней он решает их раскрыть. Не может устоять перед серой мышкой — их пейринг встречается особенно часто.

Ботан

Умный, сообразительный и застенчивый. Обычно носит очки, немодную одежду и может взломать сайт Пентагона, потому что он компьютерный гений. А вот сказать хоть слово объекту воздыхания не может. Страдает от неразделенной (а если точнее, от невысказанной) любви к главной героине, при условии, что она серая мышка и они друзья детства, или к королеве красоты, которая его жестко отшивает, но с которой у него часто все заканчивается романом.

Сюжетные ходы

Избитых романтические штампы в сюжете встречаются обычно еще чеще, чем в персонажах. Если в твоей истории есть всего пара клише — это не страшно. Иногда мы даже ждем определенных действий со стороны героев. Но если в каждой главе у тебя по несколько предсказуемых сюжетных ходов — это повод серьезно поработать над книгой. Кстати, в этом тебе поможет моя статья Как написать про любовь: полное руководство по созданию романтики.

Проявление чувств

Внезапное признание в порыве ярости — главная героиня (в дальнейшем — ГГ) злится на своего возлюбленного и, теряя голову от злости, признается в любви. Гробовая тишина и саундтрек из звуков сверчков прилагается.

Не очевидная симпатия — все вокруг понимают, что персонаж влюблен в ГГ, но он/она отрицают этого и не замечают очевидных признаков, которые на это указывают.

Несостоявшееся признание в любви или поцелуй — главная героиня или герой собираются духом, чтобы сказать о своих чувствах, но в последний момент передумывают или кто-то им мешает. Если этот штамп используется, только чтобы потрепать нервы читателям, то они его не оценят. А если он используется по несколько раз в одной истории — это фиаско.

Он всегда был влюблен в тебя — ГГ неожиданно обнаруживает, что ее возлюбленному она тоже все это время нравилась. Особенно популярно в пейринге Серая мышь — Популярный парень.

Очевидно для всех — героям все говорят, что они созданы друг для друга, но они до последнего момента отрицают это и утверждают, что они просто друзья. Подобный ход возможен, но у персонажей должна быть серьезная внутренняя мотивация для этого. Примеры ты можешь найти в моей статье Внутренний конфликт в романтике: список из 100 идей.

Первый поцелуй на эмоциях — герои только что пережили что-то ужасное, от чего они могли умереть или заработать крупные неприятности. И, конечно, они не удерживаются от того, чтобы таким образом наконец-то признаться друг другу в своих чувствах.

Полная парализация — при объекте воздыхания ГГ не то что слова вымолвить не может, она даже забывает, как дышать. Как правило, того парня/девушку подобное поведение практически не смущает. Ведь это абсолютно нормально — когда собеседник заикается и смотрит на тебя, как кролик на удава.

Поцелуй под дождем — персонажей совсем не пугает перспектива промокнуть под дождем, поэтому они не торопятся искать укрытие, и целуются прямо под потоками воды.

Провальное признание — ГГ наконец-то решается на признание, но возлюбленный (-ая) ничего не слышит, потому что заснул. Хотя еще минуту назад был бодр и весел.

Родители появляются не вовремя — ответственный момент поцелуя или разгоревшейся страсти разрушают родители. И не забывают при этом отпустить пару замечаний, после чего желание целоваться у героев резко пропадает.

Сейчас или никогда — ГГ отправляется на важно или опасное дело и решает признаться в любви, потому что не уверен (-а), что выживет.

Случайное прикосновение — ГГ тянется за каким-то предметом, и это же делает их объект воздыхания. Бешено стучащее сердце, покрасневшие щеки и чувство неловкости прилагаются.

Неслучайные случайности

Внезапный дождь — прогноз погоды подставил героев, и они вынуждены искать укрытие от дождя. Обычно после этого они остаются одни и почти признаются в своих чувствах, но тут мы возвращаемся к пункту Несостоявшееся признание в любви или поцелуй

Заперта в кладовке — соперница закрывает ГГ в кладовке/спортивном зале/холодильнике, чтобы помешать ей и отбить парня.

Заперты в кладовке — герои случайно или по воле друзей оказываются закрыты в помещении, из которого они не могут выбраться. Как правило, в этот момент происходит откровенный разговор, после которого они смотрят друг на друга по-новому.

Немного не поняли друг друга — один из героев что-то сказал или сделал, а другой неправильно понял его слова, из-за чего зарождающийся роман оказывается под угрозой. Возможны варианты случайного «сломанного телефона» и сознательной дезинформации от соперницы.

Опоздание на свидание — по какой-то причине ГГ не успевает прийти на свидание, из-за чего ее возлюбленный убеждается в том, что он ей не интересен и она просто пошутила.

Сломанный каблук — этот предмет очень удачно ломается в нужное время, и ГГ оказывается на руках у своего возлюбленного, который готов нести ее хоть на край света.

Только одна кровать — персонажам нужно переночевать вне своих домов, но кровать/спальный мешок/др. только одна. Обычно не обходится без ссор и конфликтов, а также попыток выселить кого-то спать на пол.

Неожиданные повороты

Волшебное преображение — ГГ надевает платье, красится, снимет очки и становится красоткой за один вечер. Она настоящий талант, потому что ей не надо учить ходить на каблуках, надевать линзы и чувствовать себя уверенно в непривычном образе. А все вокруг внезапно замечают в ней очень красивую девушку.

Всего лишь сон — ГГ призналась в любви своему возлюбленному, он ответил взаимностью, они поцеловались, а потом мы понимаем, что это был сон. Не надо так. Пожалуйста. Никогда.

Малознакомая девушка не может врать — ГГ звонит возлюбленному, но трубку берет девушка, которая сообщает, что он в душе/спит/играет с детьми. ГГ не собирается устраивать личный разговор с партнером, чтобы все по-взрослому обсудить, и верит незнакомке на слово. В финале истории выясняется, что девица все придумала.

Не кровные родственники — влюбленные друг в друга брат с сестрой к своей радости узнают, что они друг другу не родные. Теперь можно готовить свадьбу, потому что последнее препятствие убрано с пути.

Отвергнутые герои влюбляются друг в друга — ее бросил парень, его бросила девушка. А потом те двое еще и сойтись умудрились. Наши герои берут дело в свои руки и решают разрушить зарождающуюся любовь, но вот незадача: сами влюбляются друг в друга.

Переженить всех — чудо случилось, герои вместе, но ведь нельзя обделить счастьем второстепенных персонажей? Мы всем им найдем пару, даже если на эти отношения в истории не было и намека. Главное — порадовать читательниц абсолютным хэппи-эндом.

Расставание, чтобы защитить партнера — ГГ приходится разрывать отношения, потому что ей/ему угрожает опасность. Сообщать партнеру о своих проблемах и предлагать выбор не обязательно — ведь нам нужно больше драматизма.

Сумасшедшая бывшая — казалось бы, у героев все хорошо, но внезапно в историю врывается бывшая девушка/жена, которая не готова так просто сдаваться.

Укрощение строптивого — бабник, не пропускающий не одной юбки, внезапно влюбляется и становится полной своей противоположностью.

Как использовать штампы

Романтические штампы — это не приговор для твоей истории. Работать с ними можно и нужно. В некоторой степени они твои помощники — ты знаешь, чего ждут читатели, и можешь их удивить внезапным поворотом. Это еще одна причина хорошо разбираться в клише в рамках твоего жанра. В романтике штампы ты можешь использовать следующим образом:

Создавай комический эффект

Комедия — единственный жанр, который абсолютно устойчив перед штампами. В юмористических историях мы ждем их, они вызывают у нас смех, даже если эти ситуации мы видели десятки тысяч раз. Главный секрет — максимальное преувеличение, то есть нужно довести клише до абсурда.

Например, герой хочет поцеловать свою возлюбленную, но что-то ему мешает. Избитая ситуация, но в комедии ее можно обыграть по-своему. Герой может в самый ответственный момент чихнуть и забрызгать слюнями девушку, а то и вовсе вырубить ее ударом головы, когда инстинктивно согнется во время чиха. Глупо? Глупо. Но смешно же, блин.

Иди от противного

Возьмем ту же ситуацию с поцелуем, но подойдем к ней с другой стороны. Герои смотрят друг другу в глаза, весь мир вокруг замер, и тут кто-то врывается в помещение или натыкается на них на темной аллее. В общем, поцелуй безнадежно испорчен, и читатели ждут, что на это все закончится, но внезапно персонажи не выдерживают и целуются. Или плюют на то, что их кто-то застукал и целуются. А может, им вообще никто не мешает, и они целуются?

Твоя задача в этом случае — вывернуть штамп наизнанку и разорвать шаблон для читателей. Все указывает на один ход событий, который кажется наиболее очевидным, а ты внезапно рассказываешь все совсем по-другому.

Добавляй неожиданные детали

Этот вариант похож на первый способ, только без абсурда. Берем знакомые романтические штампы и добавляем в них что-то, за счет чего они играют по-новому. Например, ГГ признается в чувствах, а возлюбленный неожиданно в самый неподходящий момент заснул. Мы как читатели в ярости, но неожиданно нам показывается, как тот возлюбленный открывает глаза, когда ГГ отвернулась. И мы понимаем, что он все слышал, но по какой-то причине не захотел обсуждать эту тему. Почему? Зачем? Десятки вопросов из-за такой мелкой детали.

Как бороться со штампами

Ответом на этот вопрос можно считать предыдущий раздел, однако я решила рассмотреть его отдельно. Итак, ты чувствуешь, что твоя история утопает в штампах. Герои похожи на сотни других. Их встреча ничем не отличается от встречи других персонажей из других книг. Их отношения развиваются предсказуемо. Что делать в этом случае?

В книге Роберта Макки «История на миллион долларов» есть отличное упражнение для борьбы с любыми штампами. Тебе нужно сделать следующее:

  1. Запиши на бумаге идею для конкретной сцены, например, для первой встречи будущих влюбленных. Если у тебя несколько вариантов — запиши их все.
  2. А теперь придумай еще несколько идей того, как могут происходить события. Люди могут познакомиться десятками разных способов.
  3. Доведи количество идей до 10-15.

В чем суть упражнения? Обычно первым делом в голову приходят ситуации, которые уже встречались тебе в других книгах и фильмах, причем много раз. Это и будут те самые романтические штампы. А вот дальше тебе придется напрягать мозг и выдумывать что-то новое, чего еще никто не писал или писал, но редко. Да, сложно. Зато эффективно и полезно.


Пожалуй, это самая объемная статья на моем сайте за все время, но я очень надеюсь, что она поможет тебе. Как видишь, штампы — это не страшно, а иногда даже полезно. Изучай книги твоего жанра, выписывай самые частые ходы, а затем пользуйся моими рекомендациями, чтобы обновить их и заставить читателей переворачивать одну страницу за другой.

Наверх