Хотя я сама писательница, мне всегда интересно, как работают мои коллеги по цеху: где берут идеи, как справляются с трудностями, чего хотят добиться. По этой причине я решила организовать рубрику «Интервью с писателями», которая поможет нам поближе познакомиться с авторами современных книг. Первой моей гостьей стала Татьяна Донценко — писательница подростковых книг и создательница увлекательного молодежного триллера «Эрго набирает сообщение». Мы с ней поговорили о ее книгах, о литературе в целом, о том, что важно для писателя, и немного о ее планах. Беседа получилась увлекательной, поэтому советую почитать ее всем: и начинающим, и опытным авторам.
Содержание
О себе
Татьяна, привет! Спасибо, что согласилась поговорить со мной о своем творчестве и литературе в целом. Для начала расскажи, в каких жанрах ты работаешь, и какие истории читатели уже могут прочитать?
Привет! Я тоже очень рада сотрудничеству! Я пишу подростковые книги в самых разных жанрах и постоянно пробую что-то новое. Сейчас у меня вышла одна книга, «Эрго набирает сообщение», это техно-триллер. Готовятся к печати ещё реалистичная повесть «Проснись!» и математическое фэнтези «Три аксиомы мироздания». А вообще раньше я писала и классическое фэнтези, и антиутопии. Так что потихоньку расширяю список покрытых жанров и никогда не знаю заранее, какой будет следующая история. Одно только знаю: что она будет про подростков и с ограничениями 12+ или 16+.
Как думаешь, о чем у тебя лучше получается писать? Какие темы и персонажи, на твой взгляд, в твоих историях раскрываются лучше всего?
Даже не знаю, может ли автор ответить на этот вопрос. Я всегда стараюсь писать только о том, что меня волнует, что не даёт мне покоя. Я не гонюсь за тем, что популярно или часто встречается в подростковой литературе, если это не сводит меня с ума. И стараюсь не затрагивать темы, в которых у меня нет опыта, хотя бы наблюдательного. Например, в моих книгах нет буллинга, потому что в моей школе всё было тихо и мирно (и слава богу!). Мне кажется, что это залог правдоподобности придуманной истории — не писать о том, чего не знаешь. Я стараюсь многое брать из жизни, а что-то берётся само по себе, хотя я об этом даже не думаю. Например, практически в каждой моей книге у одного из героев есть младший брат! У меня самой их два, и я не представляю себе свою подростковую жизнь без них. Поэтому они вечно возникают возле главных героев и часто активно участвуют в сюжете.
Почему ты решила писать именно о подростках и для подростков? Не мешают ли тебе возрастные маркировки, невозможность затронуть некоторые вопросы?
Честно, не могу вспомнить, почему так произошло. Наверное, из-за конкурса «Новая детская книга», в котором я решила поучаствовать в 2014 году. Но в принце мне очень комфортно в подростковых книгах, потому что подростковый возраст невероятно интересный: полный открытий, стремлений и поиска. И себя-подростка, ищущего своё место в мире, мечтающего, отчаивающегося, боящегося, но всё равно делающего, я помню прекрасно. Я и сейчас ещё в душе немного подросток.
Рамки меня не смущают совсем, наоборот, если бы мне сказали: «А теперь напиши книгу 18+», я впала бы в ступор. Я и читать 18+ не люблю, а писать его – тем более не стану.
Есть ли вещи, о которых ты никогда не будешь писать и почему?
Я уже говорила выше, что стараюсь не писать о том, чего не знаю. В связи с этим список того, о чём я вряд ли буду писать, довольно обширен. Но если брать именно «не буду, потому что не хочу», то это чрезмерная жестокость, травмирующие отношения и чисто романтическая проза. А ещё я не планирую писать исторические романы, хотя с удовольствием читаю книги в историческом (или условно историческом) сеттинге от современных авторов. Но мне самой как-то ближе современность. Про неё ведь тоже кому-то нужно писать!
Бывало ли у тебя такое, что ты не знала, о чем писать, не было идей? Как удалось с этим справиться?
Я не из тех писателей, у которых в работе 5 книг одновременно, и ещё 10 идей лежат и ждут своего часа. Я всегда пишу одну книгу, а когда ставлю финальную точку, вся превращаюсь в пустоту, и несколько недель едва понимаю, что вокруг происходит. Такого, что я безумно хочу писать книгу, но идей нет, я не помню. Первое время после завершения книги я ничего не пишу и не хочу писать. А потом приходит идея (бывает, что через несколько месяцев), и я ей загораюсь. Обдумываю, смакую, аккуратно складываю все наработки в специальную тетрадь. Только потом начинаю писать. Иногда в процессе приходит новая идея, и происходит переоценка ценностей. Все недописанные истории я с любовью складываю в отдельную папку и иногда к ним возвращаюсь. Поэтому «на крайний случай» я всегда могу вытащить старую идею и заняться ей. Хотя обычно такой необходимости нет.
Какой момент в своем творчестве ты можешь назвать переломным? Когда пришло понимание, что твои истории интересны и другим людям, что ты не хочешь писать в стол?
Даже не знаю, можно ли назвать переломным какой-то момент до издания первой книги! Но если можно, то это было попадание в лонг-лист конкурса «Новая детская книга» в 2015 году. Это было моё маленькое чудо, которое придало уверенности и сил. С этого момента я чётко осознала, что надо просто ещё немного поработать, и всё обязательно получится. И в целом я была права. Правда, это заняло у меня ещё 6 лет.
Что сейчас ты можешь назвать своим самым большим успехом в писательстве? Чем по-настоящему гордишься?
Да нет никакого настоящего успеха. Аппетит же приходит во время еды! И с каждой новой вершины становится видно вершину повыше. Выходом книги я горжусь, конечно! Очень. Хотя это далеко не только моя заслуга. И всеми своими лонгами-шортами писательских конкурсов тоже горжусь! Потому что без них ничего бы этого не было. И отказами из издательств горжусь. Но больше всего горжусь своей писательской «взрослостью» и тем, что теперь гораздо чётче вижу, чего хочу и куда двигаюсь.
Если бы ты могла встретиться с одним из своих персонажей, кто бы это был и почему?
Я бы ужасно хотела встретиться с Кирой — героиней повести «Проснись!», которая скоро выйдет в издательстве «Пять четвертей». Я бы хотела обнять её и сказать, что да, так бывает, но она самая сильная девочка на свете, и со всем справится. Хотя, она и сама всё это знает! Ты же знаешь, Кира?
О литературе
Ты читаешь новинки в своем жанре и если да, то кто из современных писателей тебе особенно интересен?
Я читаю очень много книг современных авторов, преимущественно русских. В самых разных жанрах, но обычно в своём (подростковом и YA) сегменте. Правда, я читаю медленно и порой не успеваю отследить все новинки. Новые имена возникают в инфополе постоянно! Даже не знаю, как выделить кого-то одного, правда. Ну хорошо, у меня есть автопокупаемый автор, который очень «про стиль» — это Александра Степанова (она же Рута Шейл). Она умеет расставлять слова в предложения так, что каждая буква играет свою ноту, а в голове звучит мелодия. Это невероятно! Меня вообще, наверное, проще подкупить стилем, чем сюжетом, особенно с первых страниц. Но у Александры Степановой сюжеты тоже хороши.
А вообще я обожаю открывать для себя новые имена! Особенно современные. Ведь с современными авторами ещё и пообщаться можно!
А какая книга твоя любимая? И как она повлияла на тебя?
Это тоже жутко сложный и неправильный вопрос, потому что таких книг много, да и степень влияния книги определяется тем, в правильное время она попала в руки или нет. У меня есть одна книга, которая попала мне в руки в самый подходящий момент, поэтому расскажу о ней. И повлияла она как на меня-читателя, так и на меня-писателя. Но любимых книг у меня намного больше!
«Армас. Зона надежды» Юлии Венедиктовой — это первая книга, написанная от первого лица в настоящем времени, которая попала мне в руки. На тот момент я совершенно не понимала этот стиль написания и еле-еле продиралась сквозь страницы. Подозреваю, что, будь это какая-то другая книга, я бы просто бросила её и решила, что этот стиль — не для меня. Но книга оказалась интересной и очень личной. И к концу я поняла, что этот стиль повествования — особенный, и некоторым историям он помогает раскрыться, стать глубже и правильней.
Как ты относишься к тому, что современную русскую литературу принято ругать? Тебе самой больше нравятся наши авторы или зарубежные?
Я понимаю, откуда растут ноги у этого предубеждения. Но всё равно, конечно, это не может не раздражать, когда тебя судят заочно, просто за то, что ты современный русский автор. У современных русских авторов очень много прекрасных книг! И то, что одна книга оказалась плохой, – не повод списывать со счетов всех скопом. Я этого никогда не понимала и не пойму. Выбирать книгу надо аккуратно и сердцем, а кто её написал – это дело десятое.
Как думаешь, можно ли считать произведением искусства жанровую литературу? Ту, которая ориентируется на определенные темы, часто делает упор на динамику и не имеет под собой глубокой философской подоплеки?
Я думаю, что жанровая литература тоже бывает разной! Я не читала ни одной книги без глубины и философского подтекста. Серьёзно, ни одной! Может, конечно, мне просто повезло. Но я верю, что если автор этого хочет, он может создать глубину в любом тексте, даже если на первый взгляд это пустышка, написанная по законам какого-то определённого жанра. И если это удаётся сделать в жанровой литературе — это прекрасно. Да и вообще, я верю, что все книги для чего-то и для кого-то нужны. И я ни за что не стану их ругать и называть недолитературой только потому, что они не для меня.
Тебе самой какие книги интереснее читать: с динамичным сюжетом или с большим количеством описаний и рефлексией?
Мне нравятся очень разные книги. Но опять же, даже динамичные книги, которые я читала, все были с глубиной и тайными смыслами между строк. Я всегда стараюсь чередовать «быстрые» книги и «медленные», классические и современные, «страдательные» и «развлекательные». Потому что так интереснее и проще. Да и погружение получается глубже.
Я читала, что ты с самого начала стремилась опубликоваться в издательстве. А расскажи о своем отношении к самиздату. Публиковала ли ты свои истории самостоятельно или тебе это кажется несерьезным?
Я не имею ничего против самиздата, тем более, он в последнее время бывает таким классным! В начале моей творческой карьеры самиздат звучал больше как что-то презрительно-ругательное, и казалось, что издательство (любое!) — намного лучше. Сейчас это не так. Сейчас есть множество онлайн-площадок и домашних издательств, которые ищут авторов, помогают с оформлением и продвижением и делают всё очень аккуратно и красиво. Всё стало как-то приветливей, понятней и проще. Особенно для авторов, у которых хорошо получается самостоятельно себя продвигать, строить личный бренд и разводить вокруг своих книг движуху. Я не из таких, но стараюсь! Веду в инстаграме писательский блог — такой, какой хотела бы встретить в начале своего творческого пути. Буду очень рада новым подписчикам!
Несколько лет назад я выкладывала две книги на популярной самиздат-площадке, но сейчас убрала их оттуда. Потому что поняла, что на этой площадке почти нет моей ЦА. Да и книги уже нуждаются в доработке. А я сейчас сосредоточилась на новых историях и построении своего авторского бренда. Мне прямо нравится, как здорово это звучит!
Да, наверное, раньше я думала, что издать книгу по-настоящему можно только в издательстве. Сейчас в любое издательство, лишь бы издали, я бы не пошла. Сейчас я понимаю, что самое важное — чтобы издательство было «твоим» по духу. И чтобы отношения получались взаимовыгодными и приятными, а не «Они взяли мою книжку, я им ужасно благодарен и буду делать что угодно, ведь они всегда правы, а я — нет». Такое вот приятное совпадение желаемого с действительным вышло у меня с издательством «Пять четвертей», и я безумно этому рада. Мне приятно общаться с ними в процессе подготовки книги, приезжать к ним в гости, высказывать свои идеи по оформлению, вместе ждать книгу из печати и волноваться, что она не успеет приехать к Нон-фикшену. Книги должны делаться по любви — это очень важно. И ещё, мне кажется, всем книгам (даже от опытных писателей, да) не помешает профессиональная редактура. Но и она сейчас доступна для самиздата! Так что тут уже выбор за автором.
О писательстве
Как думаешь, к чему должен быть готов начинающий писатель в наши дни? Какие подводные камни есть в этой деятельности?
Писатель должен быть готов к усидчивости. К тому, что местами придётся писать без вдохновения. И к тому, что его книга (прекрасная, восхитительная и вообще идеальная) понравится не всем и может даже (о ужас!) никуда не пройти в литературном конкурсе. Ну а вообще: если вы закончили хотя бы одну книгу (и это не первая часть серии, у которой нет своего законченного сюжета) — вы на верном пути, и рано или поздно всё сложится!
Представь, что ты могла бы встретиться с собой в самом начале творческого пути. Что бы ты себе сказала и посоветовала?
Не класть все яйца в одну корзину! Я проворонила много классных и перспективных литературных конкурсов, потому что боялась отправлять книгу в несколько мест одновременно. И ещё не бояться учиться, потому что учиться — не стыдно, а правильно и нужно. У позиции «Я и так всё умею» очень много разных «но».
А что ты посоветуешь другим начинающим писателям? Какие ошибки ты допускала в начале пути?
Участвовать в литературных конкурсах! Но выбирать их тщательно — не кидаться на все подряд. Слушать, что говорят коллеги по перу. Не стыдиться учиться и перенимать опыт. Не зацикливаться на одной истории, идти вперёд, искать, пробовать новое. И не сдаваться. Если книга — это правда ваша заветная мечта, то она сбудется!
В начале пути я знать не знала ничего про сюжет, раскрытие персонажей, саморедактуру и ритм текста. Писала интуитивно. Использовала заместительные, которые теперь терпеть не могу. Использовала слишком длинные предложения. Не читала текст вслух. Не прописывала мотивации героев (особенно второстепенных). Всё это пришло с опытом, и теперь свой самый первый законченный текст я стараюсь забыть как страшный сон. Хотя, наверное, он тоже был нужен. Чтобы понять «как не надо».
Есть ли какие-то книги и пособия по драматургии, которые помогли тебе разобраться в этой теме? Продолжаешь ли ты и сейчас обучаться по чужим книгам или учишься на своих ошибках?
Мне очень тяжело читать нон-фикшн литературу, и, хотя раньше я заставляла себя это делать, сейчас я расслабилась и приняла тот факт, что учиться можно и без книг. Я часто смотрю лекции и мастер-классы по писательскому мастерству, читаю статьи, общаюсь с коллегами, смотрю или слушаю интервью с издателями. И да, учусь на своих ошибках, хотя это и больно. Но я вижу, как растёт мой писательский уровень, и не могу этому не радоваться.
Как ты предпочитаешь работать: планируешь все заранее или садишься и пишешь все, что пришло в голову?
Я человек, у которого нет плана. Потому что как бы детально я ни расписала план, я всё равно в итоге пишу что-то другое. Поэтому перед началом работы я определяю идею, собираю материал и придумываю основные сюжетные повороты. И ещё я, как правило, знаю, к чему всё должно прийти. А между началом и концом у меня тёмный лес, через который прерывисто вьётся тропинка заранее придуманных поворотов и сцен. Но всю книгу идти по тропинке я не могу. Мне всегда нужно пространство для манёвра.
Какая часть работы тебе нравится больше всего? Подготовка, непосредственно написание книги, ее редактирование, продвижение?
Пожалуй, написание —– самое потрясающее, что есть для меня в писательстве. Потому что в этот момент ты с книгой наедине, и никто тебе не указ. Это бывает трудно, больно, непонятно, но выбираться из очередной «безвыходной» ситуации — это потрясающе круто. Находить скрытый смысл, который не сразу уловил. Понимать, почему герой повёл себя так, а не по-другому. Видеть, что тропинка, по которой ты пошёл по ошибке, гораздо быстрее и вернее приведёт тебя к нужному финалу. Я ужасно люблю видеть, как ниточки под моими пальцами сплетаются вместе, и получается красивый и логичный узор.
А когда книга улетает дальше, я стараюсь её отпустить. Принять, что я сделала всё, что нужно и всё, что могла. Пока, правда, у меня это не очень получается. Эрго, например, я даже побоялась перечитывать, потому что вдруг найду опечатку или несостыковку?
О творческих планах
Расскажи о своих планах. Работаешь ли сейчас над новой историей, и если да, то когда мы сможем ее прочитать?
Прежде всего можно будет почитать две новые книги, которые выйдут в «Пяти четвертях» — надеюсь, что до конца года. А над новой историей я работаю — как раз заканчиваю финальную вычитку и в ближайшее время отправлю бета-ридерам, а потом и в издательство. Но там уж как они решат! Мне остаётся только скрестить пальцы. Если не сложится с изданием, будет повод опробовать самиздат-площадки, но пусть лучше сложится, а?
Тебе хотелось бы, чтобы твою книгу экранизировали?
Неужели кому-то из авторов этого бы не хотелось? Это же шанс заглянуть в глаза своим героям, увидеть их и практически потрогать. Мне кажется, по «Эрго набирает сообщение» можно снять отличный фильм. Даже большой бюджет не нужен! Получится что-то вроде «Чёрного зеркала», но не такого безысходного. И про подростков. Я бы точно такое посмотрела!
Планируешь ли ты попробовать свои силы в других жанрах или собираешься развиваться в выбранном направлении?
Я люблю экспериментировать, и все мои книги выходят очень разными. Даже не знаю, какой ещё жанр попробовать, их осталось не так уж и много! Даже не могу сказать, в каком жанре мне комфортнее всего – везде есть и плюсы, и подводные камни. Вот романтику я вряд ли буду писать, а остальное — кто знает? Да и романтику тоже — кто знает.
У многих писателей есть плодотворный период работы, который длится 5-10 лет, после чего они уходят с радаров и резко меняют сферу деятельности. Как думаешь, какова вероятность, что ты однажды тоже бросишь писать книги?
Ну, если это не 5-10 лет с момента издания первой книги, а 5-10 лет с первой законченной книги, то 5 лет уже прошло, да и 10 лет не за горами, и останавливаться я пока не планирую. Пока я не представляю себе жизнь без писательства и не хочу о ней думать. Тем более сейчас, когда начали выходить книги! Конечно, что-то наперёд загадывать сложно и даже глупо. Но сейчас книги — это огромная часть моей жизни. Я смогла совмещать их с офисной работой, с которой часто возвращалась глубокой ночью, и с материнством, в котором первые три месяца вообще не садилась за ноутбук. Я писала их годами, не зная, нужны они кому-нибудь, кроме меня, или нет. И мне сложно представить, что это изменится в будущем. Сейчас мне бы этого не хотелось.
Послесловие
Я уверена, что у Татьяны с таким подходом обязательно все получится, и мы прочитаем еще немало увлекательных историй. Для тех, кто хочет продолжить знакомство с ней, оставлю несколько полезных ссылок:
Татьяна ведет Инстаграм-блог (переходи по ссылке или ищи @Dontsenkot через поиск) — там она поднимает темы, которые будут интересны всем писателям.
Книгу «Эрго набирает сообщение» (12+) можно купить в интернет-магазине Лабиринт здесь. Этот триллер попал в лонг-листы конкурса Новой детской книги и премии им. Крапивина, поэтому заслуживает внимания.
Поделиться своим впечатлением от прочитанного можно на странице книги на LiveLib Эрго набирает сообщение. Татьяне будет приятно получить обратную связь.