Интервью с писательницей: Татьяна Донценко

Хотя я сама писательница, мне всегда интересно, как работают мои коллеги по цеху: где берут идеи, как справляются с трудностями, чего хотят добиться. По этой причине я решила организовать рубрику «Интервью с писателями», которая поможет нам поближе познакомиться с авторами современных книг. Первой моей гостьей стала Татьяна Донценко — писательница подростковых книг и создательница увлекательного молодежного триллера «Эрго набирает сообщение». Мы с ней поговорили о ее книгах, о литературе в целом, о том, что важно для писателя, и немного о ее планах. Беседа получилась увлекательной, поэтому советую почитать ее всем: и начинающим, и опытным авторам.

О себе

Татьяна Донценко интервью
Татьяна Донценко из тех, кому звездная болезнь не грозит — даже через экран чувствуется, что она светлый и приятный в общении человек

Татьяна, привет! Спасибо, что согласилась поговорить со мной о своем творчестве и литературе в целом. Для начала расскажи, в каких жанрах ты работаешь, и какие истории читатели уже могут прочитать?

Привет! Я тоже очень рада сотрудничеству! Я пишу подростковые книги в самых разных жанрах и постоянно пробую что-то новое. Сейчас у меня вышла одна книга, «Эрго набирает сообщение», это техно-триллер. Готовятся к печати ещё реалистичная повесть «Проснись!» и математическое фэнтези «Три аксиомы мироздания». А вообще раньше я писала и классическое фэнтези, и антиутопии. Так что потихоньку расширяю список покрытых жанров и никогда не знаю заранее, какой будет следующая история. Одно только знаю: что она будет про подростков и с ограничениями 12+ или 16+.

Как думаешь, о чем у тебя лучше получается писать? Какие темы и персонажи, на твой взгляд, в твоих историях раскрываются лучше всего?

Даже не знаю, может ли автор ответить на этот вопрос. Я всегда стараюсь писать только о том, что меня волнует, что не даёт мне покоя. Я не гонюсь за тем, что популярно или часто встречается в подростковой литературе, если это не сводит меня с ума. И стараюсь не затрагивать темы, в которых у меня нет опыта, хотя бы наблюдательного. Например, в моих книгах нет буллинга, потому что в моей школе всё было тихо и мирно (и слава богу!). Мне кажется, что это залог правдоподобности придуманной истории — не писать о том, чего не знаешь. Я стараюсь многое брать из жизни, а что-то берётся само по себе, хотя я об этом даже не думаю. Например, практически в каждой моей книге у одного из героев есть младший брат! У меня самой их два, и я не представляю себе свою подростковую жизнь без них. Поэтому они вечно возникают возле главных героев и часто активно участвуют в сюжете.

Почему ты решила писать именно о подростках и для подростков? Не мешают ли тебе возрастные маркировки, невозможность затронуть некоторые вопросы?

Честно, не могу вспомнить, почему так произошло. Наверное, из-за конкурса «Новая детская книга», в котором я решила поучаствовать в 2014 году. Но в принце мне очень комфортно в подростковых книгах, потому что подростковый возраст невероятно интересный: полный открытий, стремлений и поиска. И себя-подростка, ищущего своё место в мире, мечтающего, отчаивающегося, боящегося, но всё равно делающего, я помню прекрасно. Я и сейчас ещё в душе немного подросток.

Рамки меня не смущают совсем, наоборот, если бы мне сказали: «А теперь напиши книгу 18+», я впала бы в ступор. Я и читать 18+ не люблю, а писать его – тем более не стану.

Есть ли вещи, о которых ты никогда не будешь писать и почему?

Я уже говорила выше, что стараюсь не писать о том, чего не знаю. В связи с этим список того, о чём я вряд ли буду писать, довольно обширен. Но если брать именно «не буду, потому что не хочу», то это чрезмерная жестокость, травмирующие отношения и чисто романтическая проза. А ещё я не планирую писать исторические романы, хотя с удовольствием читаю книги в историческом (или условно историческом) сеттинге от современных авторов. Но мне самой как-то ближе современность. Про неё ведь тоже кому-то нужно писать!

Бывало ли у тебя такое, что ты не знала, о чем писать, не было идей? Как удалось с этим справиться?

Я не из тех писателей, у которых в работе 5 книг одновременно, и ещё 10 идей лежат и ждут своего часа. Я всегда пишу одну книгу, а когда ставлю финальную точку, вся превращаюсь в пустоту, и несколько недель едва понимаю, что вокруг происходит. Такого, что я безумно хочу писать книгу, но идей нет, я не помню. Первое время после завершения книги я ничего не пишу и не хочу писать. А потом приходит идея (бывает, что через несколько месяцев), и я ей загораюсь. Обдумываю, смакую, аккуратно складываю все наработки в специальную тетрадь. Только потом начинаю писать. Иногда в процессе приходит новая идея, и происходит переоценка ценностей. Все недописанные истории я с любовью складываю в отдельную папку и иногда к ним возвращаюсь. Поэтому «на крайний случай» я всегда могу вытащить старую идею и заняться ей. Хотя обычно такой необходимости нет.

Какой момент в своем творчестве ты можешь назвать переломным? Когда пришло понимание, что твои истории интересны и другим людям, что ты не хочешь писать в стол?

Даже не знаю, можно ли назвать переломным какой-то момент до издания первой книги! Но если можно, то это было попадание в лонг-лист конкурса «Новая детская книга» в 2015 году. Это было моё маленькое чудо, которое придало уверенности и сил. С этого момента я чётко осознала, что надо просто ещё немного поработать, и всё обязательно получится. И в целом я была права. Правда, это заняло у меня ещё 6 лет.

Что сейчас ты можешь назвать своим самым большим успехом в писательстве? Чем по-настоящему гордишься?

Да нет никакого настоящего успеха. Аппетит же приходит во время еды! И с каждой новой вершины становится видно вершину повыше. Выходом книги я горжусь, конечно! Очень. Хотя это далеко не только моя заслуга. И всеми своими лонгами-шортами писательских конкурсов тоже горжусь! Потому что без них ничего бы этого не было.  И отказами из издательств горжусь. Но больше всего горжусь своей писательской «взрослостью» и тем, что теперь гораздо чётче вижу, чего хочу и куда двигаюсь.

Если бы ты могла встретиться с одним из своих персонажей, кто бы это был и почему?

Я бы ужасно хотела встретиться с Кирой — героиней повести «Проснись!», которая скоро выйдет в издательстве «Пять четвертей». Я бы хотела обнять её и сказать, что да, так бывает, но она самая сильная девочка на свете, и со всем справится. Хотя, она и сама всё это знает! Ты же знаешь, Кира?

О литературе

Татьяна Донценко эрго набирает сообщение
Эрго набирает не только сообщение, но и положительные отзывы от читателей — чем не повод познакомиться с этой книгой лично?

Ты читаешь новинки в своем жанре и если да, то кто из современных писателей тебе особенно интересен?

Я читаю очень много книг современных авторов, преимущественно русских. В самых разных жанрах, но обычно в своём (подростковом и YA) сегменте. Правда, я читаю медленно и порой не успеваю отследить все новинки. Новые имена возникают в инфополе постоянно! Даже не знаю, как выделить кого-то одного, правда. Ну хорошо, у меня есть автопокупаемый автор, который очень «про стиль» — это Александра Степанова (она же Рута Шейл). Она умеет расставлять слова в предложения так, что каждая буква играет свою ноту, а в голове звучит мелодия. Это невероятно! Меня вообще, наверное, проще подкупить стилем, чем сюжетом, особенно с первых страниц. Но у Александры Степановой сюжеты тоже хороши.

А вообще я обожаю открывать для себя новые имена! Особенно современные. Ведь с современными авторами ещё и пообщаться можно!

А какая книга твоя любимая? И как она повлияла на тебя?

Это тоже жутко сложный и неправильный вопрос, потому что таких книг много, да и степень влияния книги определяется тем, в правильное время она попала в руки или нет. У меня есть одна книга, которая попала мне в руки в самый подходящий момент, поэтому расскажу о ней. И повлияла она как на меня-читателя, так и на меня-писателя. Но любимых книг у меня намного больше!

«Армас. Зона надежды» Юлии Венедиктовой — это первая книга, написанная от первого лица в настоящем времени, которая попала мне в руки. На тот момент я совершенно не понимала этот стиль написания и еле-еле продиралась сквозь страницы. Подозреваю, что, будь это какая-то другая книга, я бы просто бросила её и решила, что этот стиль — не для меня. Но книга оказалась интересной и очень личной. И к концу я поняла, что этот стиль повествования — особенный, и некоторым историям он помогает раскрыться, стать глубже и правильней.

Как ты относишься к тому, что современную русскую литературу принято ругать? Тебе самой больше нравятся наши авторы или зарубежные?

Я понимаю, откуда растут ноги у этого предубеждения. Но всё равно, конечно, это не может не раздражать, когда тебя судят заочно, просто за то, что ты современный русский автор. У современных русских авторов очень много прекрасных книг! И то, что одна книга оказалась плохой, – не повод списывать со счетов всех скопом. Я этого никогда не понимала и не пойму. Выбирать книгу надо аккуратно и сердцем, а кто её написал – это дело десятое.

Как думаешь, можно ли считать произведением искусства жанровую литературу? Ту, которая ориентируется на определенные темы, часто делает упор на динамику и не имеет под собой глубокой философской подоплеки?

Я думаю, что жанровая литература тоже бывает разной! Я не читала ни одной книги без глубины и философского подтекста. Серьёзно, ни одной! Может, конечно, мне просто повезло. Но я верю, что если автор этого хочет, он может создать глубину в любом тексте, даже если на первый взгляд это пустышка, написанная по законам какого-то определённого жанра. И если это удаётся сделать в жанровой литературе — это прекрасно. Да и вообще, я верю, что все книги для чего-то и для кого-то нужны. И я ни за что не стану их ругать и называть недолитературой только потому, что они не для меня.

Тебе самой какие книги интереснее читать: с динамичным сюжетом или с большим количеством описаний и рефлексией?

Мне нравятся очень разные книги. Но опять же, даже динамичные книги, которые я читала, все были с глубиной и тайными смыслами между строк. Я всегда стараюсь чередовать «быстрые» книги и «медленные», классические и современные, «страдательные» и «развлекательные». Потому что так интереснее и проще. Да и погружение получается глубже.

Я читала, что ты с самого начала стремилась опубликоваться в издательстве. А расскажи о своем отношении к самиздату. Публиковала ли ты свои истории самостоятельно или тебе это кажется несерьезным?

Я не имею ничего против самиздата, тем более, он в последнее время бывает таким классным! В начале моей творческой карьеры самиздат звучал больше как что-то презрительно-ругательное, и казалось, что издательство (любое!) — намного лучше. Сейчас это не так. Сейчас есть множество онлайн-площадок и домашних издательств, которые ищут авторов, помогают с оформлением и продвижением и делают всё очень аккуратно и красиво. Всё стало как-то приветливей, понятней и проще. Особенно для авторов, у которых хорошо получается самостоятельно себя продвигать, строить личный бренд и разводить вокруг своих книг движуху. Я не из таких, но стараюсь! Веду в инстаграме писательский блог — такой, какой хотела бы встретить в начале своего творческого пути. Буду очень рада новым подписчикам!

Несколько лет назад я выкладывала две книги на популярной самиздат-площадке, но сейчас убрала их оттуда. Потому что поняла, что на этой площадке почти нет моей ЦА. Да и книги уже нуждаются в доработке. А я сейчас сосредоточилась на новых историях и построении своего авторского бренда. Мне прямо нравится, как здорово это звучит!

Да, наверное, раньше я думала, что издать книгу по-настоящему можно только в издательстве. Сейчас в любое издательство, лишь бы издали, я бы не пошла. Сейчас я понимаю, что самое важное — чтобы издательство было «твоим» по духу. И чтобы отношения получались взаимовыгодными и приятными, а не «Они взяли мою книжку, я им ужасно благодарен и буду делать что угодно, ведь они всегда правы, а я — нет». Такое вот приятное совпадение желаемого с действительным вышло у меня с издательством «Пять четвертей», и я безумно этому рада. Мне приятно общаться с ними в процессе подготовки книги, приезжать к ним в гости, высказывать свои идеи по оформлению, вместе ждать книгу из печати и волноваться, что она не успеет приехать к Нон-фикшену. Книги должны делаться по любви — это очень важно. И ещё, мне кажется, всем книгам (даже от опытных писателей, да) не помешает профессиональная редактура. Но и она сейчас доступна для самиздата! Так что тут уже выбор за автором.

О писательстве

Татьяна Донценко эрго набирает сообщение
У Татьяны Донценко серьезный стимул писать хорошие подростковые книги — однажды их будет читать ее сын 🙂

Как думаешь, к чему должен быть готов начинающий писатель в наши дни? Какие подводные камни есть в этой деятельности?

Писатель должен быть готов к усидчивости. К тому, что местами придётся писать без вдохновения. И к тому, что его книга (прекрасная, восхитительная и вообще идеальная) понравится не всем и может даже (о ужас!) никуда не пройти в литературном  конкурсе. Ну а вообще: если вы закончили хотя бы одну книгу (и это не первая часть серии, у которой нет своего законченного сюжета) — вы на верном пути, и рано или поздно всё сложится!

Представь, что ты могла бы встретиться с собой в самом начале творческого пути. Что бы ты себе сказала и посоветовала?

Не класть все яйца в одну корзину! Я проворонила много классных и перспективных литературных конкурсов, потому что боялась отправлять книгу в несколько мест одновременно. И ещё не бояться учиться, потому что учиться — не стыдно, а правильно и нужно. У позиции «Я и так всё умею» очень много разных «но».

А что ты посоветуешь другим начинающим писателям? Какие ошибки ты допускала в начале пути?

Участвовать в литературных конкурсах! Но выбирать их тщательно — не кидаться на все подряд. Слушать, что говорят коллеги по перу. Не стыдиться учиться и перенимать опыт. Не зацикливаться на одной истории, идти вперёд, искать, пробовать новое. И не сдаваться. Если книга — это правда ваша заветная мечта, то она сбудется!

В начале пути я знать не знала ничего про сюжет, раскрытие персонажей, саморедактуру и ритм текста. Писала интуитивно. Использовала заместительные, которые теперь терпеть не могу. Использовала слишком длинные предложения. Не читала текст вслух. Не прописывала мотивации героев (особенно второстепенных). Всё это пришло с опытом, и теперь свой самый первый законченный текст я стараюсь забыть как страшный сон. Хотя, наверное, он тоже был нужен. Чтобы понять «как не надо».

Есть ли какие-то книги и пособия по драматургии, которые помогли тебе разобраться в этой теме? Продолжаешь ли ты и сейчас обучаться по чужим книгам или учишься на своих ошибках?

Мне очень тяжело читать нон-фикшн литературу, и, хотя раньше я заставляла себя это делать, сейчас я расслабилась и приняла тот факт, что учиться можно и без книг. Я часто смотрю лекции и мастер-классы по писательскому мастерству, читаю статьи, общаюсь с коллегами, смотрю или слушаю интервью с издателями. И да, учусь на своих ошибках, хотя это и больно. Но я вижу, как растёт мой писательский уровень, и не могу этому не радоваться.

Как ты предпочитаешь работать: планируешь все заранее или садишься и пишешь все, что пришло в голову?

Я человек, у которого нет плана. Потому что как бы детально я ни расписала план, я всё равно в итоге пишу что-то другое. Поэтому перед началом работы я определяю идею, собираю материал и придумываю основные сюжетные повороты. И ещё я, как правило, знаю, к чему всё должно прийти. А между началом и концом у меня тёмный лес, через который прерывисто вьётся тропинка заранее придуманных поворотов и сцен. Но всю книгу идти по тропинке я не могу. Мне всегда нужно пространство для манёвра.

Какая часть работы тебе нравится больше всего? Подготовка, непосредственно написание книги, ее редактирование, продвижение?

Пожалуй, написание —– самое потрясающее, что есть для меня в писательстве. Потому что в этот момент ты с книгой наедине, и никто тебе не указ. Это бывает трудно, больно, непонятно, но выбираться из очередной «безвыходной» ситуации — это потрясающе круто. Находить скрытый смысл, который не сразу уловил. Понимать, почему герой повёл себя так, а не по-другому. Видеть, что тропинка, по которой ты пошёл по ошибке, гораздо быстрее и вернее приведёт тебя к нужному финалу. Я ужасно люблю видеть, как ниточки под моими пальцами сплетаются вместе, и получается красивый и логичный узор.

А когда книга улетает дальше, я стараюсь её отпустить. Принять, что я сделала всё, что нужно и всё, что могла. Пока, правда, у меня это не очень получается. Эрго, например, я даже побоялась перечитывать, потому что вдруг найду опечатку или несостыковку?

О творческих планах

Татьяна Донценко эрго набирает сообщение
Когда-нибудь книга Татьяны Донценко с ее автографом станет настоящим раритетом, ведь планы на писательство у нее серьезные

Расскажи о своих планах. Работаешь ли сейчас над новой историей, и если да, то когда мы сможем ее прочитать?

Прежде всего можно будет почитать две новые книги, которые выйдут в «Пяти четвертях» — надеюсь, что до конца года. А над новой историей я работаю — как раз заканчиваю финальную вычитку и в ближайшее время отправлю бета-ридерам, а потом и в издательство. Но там уж как они решат! Мне остаётся только скрестить пальцы. Если не сложится с изданием, будет повод опробовать самиздат-площадки, но пусть лучше сложится, а?

Тебе хотелось бы, чтобы твою книгу экранизировали?

Неужели кому-то из авторов этого бы не хотелось? Это же шанс заглянуть в глаза своим героям, увидеть их и практически потрогать. Мне кажется, по «Эрго набирает сообщение» можно снять отличный фильм. Даже большой бюджет не нужен! Получится что-то вроде «Чёрного зеркала», но не такого безысходного. И про подростков. Я бы точно такое посмотрела!

Планируешь ли ты попробовать свои силы в других жанрах или собираешься развиваться в выбранном направлении?

Я люблю экспериментировать, и все мои книги выходят очень разными. Даже не знаю, какой ещё жанр попробовать, их осталось не так уж и много! Даже не могу сказать, в каком жанре мне комфортнее всего – везде есть и плюсы, и подводные камни. Вот романтику я вряд ли буду писать, а остальное — кто знает? Да и романтику тоже — кто знает.

У многих писателей есть плодотворный период работы, который длится 5-10 лет, после чего они уходят с радаров и резко меняют сферу деятельности. Как думаешь, какова вероятность, что ты однажды тоже бросишь писать книги?

Ну, если это не 5-10 лет с момента издания первой книги, а 5-10 лет с первой законченной книги, то 5 лет уже прошло, да и 10 лет не за горами, и останавливаться я пока не планирую. Пока я не представляю себе жизнь без писательства и не хочу о ней думать. Тем более сейчас, когда начали выходить книги! Конечно, что-то наперёд загадывать сложно и даже глупо. Но сейчас книги — это огромная часть моей жизни. Я смогла совмещать их с офисной работой, с которой часто возвращалась глубокой ночью, и с материнством, в котором первые три месяца вообще не садилась за ноутбук. Я писала их годами, не зная, нужны они кому-нибудь, кроме меня, или нет. И мне сложно представить, что это изменится в будущем. Сейчас мне бы этого не хотелось.

Послесловие

Я уверена, что у Татьяны с таким подходом обязательно все получится, и мы прочитаем еще немало увлекательных историй. Для тех, кто хочет продолжить знакомство с ней, оставлю несколько полезных ссылок:

Татьяна ведет Инстаграм-блог (переходи по ссылке или ищи @Dontsenkot через поиск) — там она поднимает темы, которые будут интересны всем писателям.

Книгу «Эрго набирает сообщение» (12+) можно купить в интернет-магазине Лабиринт здесь. Этот триллер попал в лонг-листы конкурса Новой детской книги и премии им. Крапивина, поэтому заслуживает внимания.

Поделиться своим впечатлением от прочитанного можно на странице книги на LiveLib Эрго набирает сообщение. Татьяне будет приятно получить обратную связь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх