Как писать диалоги: шпаргалка для писателей

Написать диалог просто и сложно одновременно. Просто — потому что персонажи могут говорить часами, только записывай. Сложно — потому что нужно выбрать только то, что важно для сюжета. У меня есть полезная статья Как писать интересные диалоги: ошибки начинающих писателей — советую ознакомиться с ней, чтобы почитать общие рекомендации. А в этой статье я покажу, как писать диалоги при помощи моей собственной шпаргалки для писателей.

Прежде, чем писать диалог, советую разобраться с устройством сцены. Так ты поймешь, о чем должны говорить герои, а о чем промолчать. Для этого у меня есть шпаргалка Как написать сцену в книге.

Как писать диалоги советы для начинающих писателей шпаргалка

Ниже, как обычно, рассказываю, что и зачем я в нее добавила.

Как написать диалог: важные элементы

Создание диалога — это целое искусство. Я советую читать не только статьи в интернете, но и серьезную литературу. Моя любимая работа по этой теме — «Диалог» Роберта Макки. Это большая книга на 300+ страниц, на каждой из которых рассказывается, как писать диалоги. Впрочем, моя шпаргалка ничуть не хуже, а читается и заполняется значительно быстрее 😉

1. Общая информация

В название записываем, естественно, название книги, в сцену — краткое описание, чтобы понять, для какого именно события пишется диалог.

В описании диалога отмечаем, кто участвует в разговоре, на какую тему он ведется, в каких условиях происходит.

Цель диалога — чего хочет персонаж, который заводит этот разговор? Если ты затрудняешься с ответом на этот вопрос, этот диалог может быть совсем не нужен в твоей истории.

Результат диалога отражает его влияние на историю. Что произошло в итоге: герои поссорились, помирились или открыли друг другу важную информацию?

Эмоции во время диалога нужны для того, чтобы понять, что каждый из персонажей чувствует. Кто-то злится, кто-то равнодушен, кому-то весело. На место персонажей ты можешь вписать имена героев. Я не стала добавлять больше 4 человек, так как в противном случае разговор становится запутанным, а читателям сложнее ориентироваться в нем.

Новая информация, открывающаяся в диалоге, помогает двигать историю вперед. В идеале в каждом разговоре должно открываться что-то новое для главного героя и читателей.

2. Таблица персонажей

Имя персонажа не должно вызывать затруднений. Сюда записываем героев, которые разговаривают 🙂

Чего хочет — каждый из персонажей пытается чего-то добиться при помощи разговора. У него есть свои желания, которые он не может высказать в открытую, поэтому ему приходится изворачиваться и подбирать слова. Тебе нужно понять, зачем твой герой говорит — если у него нет цели, то ему лучше промолчать.

Что мешает — как я уже говорила, каждый персонаж чего-то хочет, но всегда есть что-то или кто-то, кто ему мешает. Например, героиня хочет, чтобы дугой персонаж сказал ей правду. Но не хочет раскрывать ее, так как правда повредит ему или другому важному для него человеку. Так рождается конфликт.

Возможные реплики — все, что приходит тебе в голову, когда ты думаешь об этом диалоге. Возможно, это отдельные словечки или целые предложения. Диалог пишется в самую последнюю очередь, но зафиксировать интересные мысли следует уже на этом этапе.

Статьи и советы для писателей, борьба с писательским блоком

3. Проверка диалога

Небольшой чек-лист, который следует использовать для проверки уже написанного диалога. Убедись, что:

  • цель диалога ясна для читателей, это не пустой обмен реплик для заполнения пустого пространства.
  • диалог влияет на сюжет: изменяет отношения между персонажами или сообщает что-то, о чем читатели и персонажи не знали.
  • становится известна новая информация о других персонажах, конфликте или устройстве мира.
  • все участники диалога имеют разные желания и не могут просто согласиться друг с другом без ущерба для своих интересов.
  • у каждого героя есть свои характерные слова, фразы и междометия.
  • если герои могут сделать что-то, вместо того, чтобы сказать, слова нужно заменить на действия.

Написать интересный диалог — это возможно, хоть поначалу и сложно. Используй мою шпаргалку, проверяй свой диалог, выбрасывай все, что не имеет значения для развития истории, и у тебя все получится.

Если тебе нравятся мои статьи, переходи на мою страницу в Boosty — там ты найдешь дополнительные материалы для писателей: советы, идеи для сюжета, шпаргалки, которых нет на моем сайте. Если мои статьи тебе помогли, можешь оставить там же небольшое пожертвование на публикацию одной из моих книг, я буду очень рада 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх