Виды читателей: классификация для писателей

Все люди по-своему воспринимают мир, но кое-какие закономерности выделить можно. В психологии разработаны разные типологии личности, а я заморочилась и решила создать свою классификацию для писателей, которые хотят узнать все про виды читателей. Все-таки врага нужно знать в лицо 🙂

Ну а если серьезно, то разбираться в типах читателей нужно еще и затем, чтобы понимать, почему одним твоя история нравится, а другим кажется, что это редкостная чушь. Сразу предупреждаю, что это лишь мои наблюдения, и относиться к ним нужно с иронией: нет ничего плохого ни в одном из названных вариантов. Не уверена, что это полный список, но из моего опыта чтения рецензий и отзывов могу выделить следующие разновидности, которые встретятся тебе на твоем писательском пути:

Читатели-эмпаты

Эти люди живут эмоциями. В жизни они могут быть строгими учителями и работницами ЖЭКа, но это никак не отражается на их пристрастиях. У тебя в истории огромные сюжетные дыры, рояли не то, что из кустов выглядывают, с неба падают? Читателям-эмпатам все равно, для них главное — настоящие, яркие эмоции, которые захватывают их в свой водоворот и не отпускают до последней страницы.

В историю они ныряют с головой и ни о чем не думают. Эмпаты хотят пережить что-то яркое, чего нет и не может быть в реальной жизни. Некоторые из книг, которые им нравятся, могут показаться бессюжетными, но настоящие читатели-эмпаты видят в них главное: правдивое описание чувств и переживаний. Ты не понимаешь, почему под нелепым и пафосным любовным романом куча положительных отзывов? Теперь понимаешь.

Разочаровать этих людей историей почти невозможно, потому что они прощают все огрехи сюжета, если персонажи действительно им интересны и близки. В отзывах читатели-эмпаты всегда пишут о том, какие чувства вызвала в них история и не употребляют непонятных слов вроде «экспозиция», «кульминация» и т.д.

Читатели-прагматики

Они любят, когда истории «жизненные», реалистичные, приземленные. Все должно быть логично, у каждого события должна быть причина и следствие. Читатели-прагматики скептично относятся к разного рода совпадениям в книгах. Главный герой опаздывает на автобус, ловит попутку, и за рулем оказывается женщина, которая предназначена ему судьбой? Вы часто такое в жизни встречаете?

Этот вид читателей словно ученый препарирует книгу, разбирает ее на детали и анализирует, насколько они хорошо работают. Прагматики замечают все несостыковки и логические дыры. Если таковые в истории обнаружены — это автоматически влечет за собой падение интереса. Кроме того, этот тип не любит эмоциональные диалоги и описания, особенно если ими заполнена вся книга, потому что важны не ощущения, а смысл и связное повествование.

В отличие от эмпатов, которые каждой книге сразу дают десятку, а потом отнимают баллы из-за замеченных минусов, прагматики начинают с нуля. Чаще всего люди, которые ставят нейтральные и отрицательные оценки, относятся именно к этому виду. А еще они любят подробно разбирать недостатки книги. Кстати, о том, что делать при встрече с подобными персонажами, я писала в статье Плохие отзывы на книгу: как это пережить.

Читатели-блогеры

Раньше книги выбирали по совету библиотекарей и знакомых, сейчас же существует целая каста книжных блогеров. Им не позавидуешь: контент должен быть регулярным, поэтому приходится несчастным читать по 20-30 книг в месяц. Кто-то не выдерживает и сходит с дистанции, а кто-то упорно осваивает скорочтение и проглатывает по две книги за день.

Книги читаются не для удовольствия, а для отзыва. Причем нередко отзывы достаточно абстрактны и не содержат ничего, кроме аннотации, пары цитат и мнения из разряда «понравилось-не понравилось». Цель такого читателя — наладить сотрудничество с крупным издательством и получать бесплатно книги по бартеру.

Никто не гарантирует, что читатель-блогер хотя бы приблизительно вспомнит сюжет твоей истории через полгода. Некоторые и через пару недель не вспомнят, но тебя это не должно расстраивать: с ними сотрудничают ради рекламы. Кстати, если видишь, что какую-то книгу резко начинают хвалить все блогеры сразу, значит, им прислали ее на обзор 🙂

Читатели-редакторы

Тебе может показаться, что твоя учительница русского языка начала активно пользоваться интернетом, хотя на деле это просто читатель-редактор. Другие виды читателей погружаются в историю и не обращают внимания даже на самые грубые ошибки и опечатки, но этот тип всегда внимателен и сосредоточен на главном: на правописании.

Часто читателями-редакторами становятся профессиональные редакторы, а также выпускницы филфака, которые работают не по специальности, но очень по ней скучают. Если для кого-то критичными будут ошибки на каждой странице, то для этих людей даже одна опечатка способна подпортить впечатление от чтения. Они считают, что книга перед печатью должна быть досконально вычитана, и воспринимают ошибки как неуважение к читателю.

Их отзывы нередко бывают настолько подробными, что по объему достигают первоисточника. Читатели-редакторы не ленятся приводить подробные разборы и указывать страницы в справочниках, где можно ознакомиться с конкретным правилом. Я считаю, что мы должны знать своих героев в лицо, потому что это действительно полезные и интересные отзывы, так что даю ссылки на две редакторские рецензии, авторы которых не пожалели нескольких часов своего времени. Первая — разбор орфографических и пунктуационных ошибок, вторая — разбор стилистических ошибок. Признаюсь честно, после того, как я их прочитала, мне захотелось удалить все свои книги, потому что я засомневалась, что русский у меня родной 🙂

Читатели-тролли

Если книга им не понравилась, они не будут молчать. Свои впечатления читатели-тролли опишут как можно более подробно, не забыв проехаться по сюжету, автору и тем, кто поставил истории положительные оценки. Иногда кажется, что они специально читают самые неоднозначные романы, чтобы потом было о чем написать.

Как ни странно, другие виды читателей этот типаж любят. Они веселые, находчивые и остроумные. Их рецензии бывают интереснее книги и поднимают настроение хмурым осенним вечером. Мечта, в общем. Иногда фантазия уводит троллей так далеко, что они чуть ли собсвтенный фанфик по исходному произведению пишут.

Статьи и советы для писателей, борьба с писательским блоком

Читатели-аристократы

Они выросли на хорошей литературе. На Пушкике, Достоевском и Гоголе, на Байроне, Ремарке и Брэдбери. Их домашняя библиотека по объему соперничает с городской, и все книги в ней они читали. Единственная проблема читателей-аристократов — современная литература. Все измельчало, поэтому переходить на нее для них физически противно. Пишут уже не те, не то и не так.

В книгах они ищут глубины, красивого слога и недосказанности. Литература для них — не развлечение, а пища для ума, поэтому читать книжный фаст-фуд не их история. Однако читатели-аристократы иногда находят интересных авторов-современников, которые не известны широкому кругу. Их рецензии подробны, наполнены тонкими аллюзиями, метафорами и символами. Другие люди могут их не понимать и считать скучными, но это своеобразный код, который помогает найти единомышленников среди обывателей.

Читатели-попаданцы

Иногда можно наткнуться на что-то подобное: «Не впечатлило, слишком все наивно и просто. Будь мне лет 14, читала бы взахлеб, но в моем возрасте это все уже смешно, поэтому одна звезда». И все бы ничего, если бы это не была подростковая книга, с аннотацией, из которой ясно, что это подростковая книга, выпущенная в серии «Подростковые книги для подростков».

Читатели-попаданцы почему-то берутся за книги, которые им определенно не подходят, а потом пишут, что эта книга им не подходит. Самая непонятная и неизведанная для меня категория людей. Создается впечатление, что они начинали читать одну книгу, но по какой-то ошибке открылся не тот файл. Магия, не иначе.

Читатели-фанаты

Мечта любого писателя: отслеживают обновления, первыми покупают книги и первыми пишут восторженные отзывы. Читатели-фанаты готовы опубликовать рецензии во всех соцсетях и добровольно-принудительно заставить все окружение прочитать любимые романы. Расстраиваются, если у остальных людей эти книги не вызывают таких же чувств.

Рецензии читателей-фанатов всегда наполнены эмоциями, комплиментами писателю и восклицательными знаками. Если они замечают негативный отзыв, готовы ответить недовольному и обвинить его в плохом вкусе и непонимании авторского замысла. В основном к этому типу читателей относятся подростки, так как не все из них умеют сдерживать себя, когда распирает от впечатлений.

Читатели-писатели

Самый тяжелый случай. Это несчастные люди, которые не способны наслаждаться повествованием, потому что заняты разбором произведения на экспозиции, кульминации и конфликты. В голове всегда одна мысль: «А я бы сделала по-другому». Впрочем, если книга оказывается великолепной, читатель-писатель еще больше раздосадован, ведь он чувствует, что сам такое не напишет никогда.

Этим недугом в разных степенях тяжести страдают почти все писатели. Да, у меня тоже проскальзывает, хотя нередко я могу серьезно увлечься сюжетом. Но все-таки бывают моменты, когда читаешь хорошую книгу, и чувствуешь, что автор ее не вытягивает. Тогда-то и врубается режим читателя-писателя. Тут ничего не поделаешь, издержки профессии.


На этом заканчиваю свою классификацию и надеюсь, что достаточно четко обозначила, что это шутливая статья, и относиться к ней нужно с долей юмора. Все приведенные виды читателей — это лишь условность, а в жизни все сложнее. Кстати, интересно, какой тип самый многочисленный? Я отчасти читатель-прагматик и читатель-писатель, свой вариант можешь написать в комментариях, составим первую полунаучную типологию 🙂

Если тебе нравятся мои статьи, переходи на мою страницу в Boosty — там ты найдешь дополнительные материалы для писателей: советы, идеи для сюжета, шпаргалки, которых нет на моем сайте. Если мои статьи тебе помогли, можешь оставить там же небольшое пожертвование на публикацию одной из моих книг, я буду очень рада 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх