Интервью с писательницей: Катя Степанцева

Я продолжаю серию интервью с авторами подростковой и молодежной литературы. В прошлый раз я беседовала с Татьяной Донценко, а сегодня у меня в гостях Катя Степанцева — создательница интересных и теплых историй для детей и подростков. В этом интервью Катя рассказала о том, что привело ее в писательство, дала важные советы для начинающих авторов и поделилась своими творческими планами.

О себе

Катя Степанцева интервью с писательницей
Муза у каждого своя. У Кати Степанцевой это белый кот Кеша, которого теперь любит не только она, но и ее читатели.

Катя, привет, спасибо, что согласилась на интервью. Для начала расскажи о том, какие истории у тебя уже выпущены и что ты посоветуешь прочитать в первую очередь всем, кто не знаком с твоим творчеством.

Привет! У меня есть два сборника рассказов, роман «Хочу танцевать с тобой» и повесть «Встретимся на Плутоне». Все они выложены на Литрес платно, поэтому советую сначала либо прочитать бесплатные фрагменты и потом решить, хотите ли продолжить знакомиться с творчеством дальше, либо прочитать бесплатные рассказы и сказки, которых на разных порталах полным-полно. Мои бесплатные тексты есть на Литнет, Литмаркете, Автор.тудей, да и на Литресе тоже. В первую очередь можно прочитать рассказ «Мне нужны твои пальчики» или сказку «Только не трогай белого кота!»

Расскажи о том, какой ты была в школьные годы? Как тебя можно охарактеризовать в то время: застенчивая тихоня или общительная активистка?

До восьмого класса я была тенью. Училась средне, выглядела средне, по всем опросам на классных часах выходило так, что никто не взял бы меня с собой в поход или не расстроился бы, если бы я внезапно переехала и пропала из виду. У меня не было лучшей подруги и каких-то увлечений, я просто училась изо дня в день. А потом в нашем классе появилась новая классная руководительница Марина Николаевна и организовала театральную студию, в которой я расцвела. С 9 по 11 класс я была звездой всех школьных мероприятий, вела праздники и участвовала в театральных постановках. Появились друзья, уважение одноклассников и искренняя любовь учителей, бабушка каждый год получала огромное количество грамот и благодарственных писем за воспитание чудесной внучки.

Насколько твои книги «основаны на реальных событиях»? Используешь ли ты реальных людей в качестве прототипов? Или же твое творчество — это полный полет фантазии?

Все мои книги — это полностью выдуманные истории. Конечно я беру из жизни некоторые ситуации или вспоминаю свои чувства в определенные моменты жизни, но все герои и все случившиеся с ними истории — это плод воображения. И ответ на вопрос: «А что было бы если…»

Роман «Хочу танцевать с тобой» написан на реальных переживаниях об утрате мамы. Моя мама умерла, когда мне было пять или шесть и на протяжении многих лет своей жизни я пронесла боль этой утраты. Как говорит Ирина Щеглова: «Не заболит — не запоешь». Эта история выстрадана собственными переживаниями, но герои и события романа выдуманы. В повести «Встретимся на Плутоне» есть ситуации, которые мы сейчас проживаем с дочкой. Но опять же, я не могу сказать, что дочь прототип какой-то героини. Нет. И своих друзей или родственников я никогда не описываю в книгах. Это просто табу. Коты не считаются.

Какая из твоих книг на данный момент самая любимая у тебя? Даже так: если бы тебе пришлось уничтожить все свои истории и оставить только одну, какую бы из них ты выбрала и почему?

Я искренне люблю все свои истории и даже порой перечитываю. На трогательных моментах плачу, будто в первый раз читаю. Но есть сказка «Только не трогай белого кота!», которую я бы ни за что не уничтожила и обязательно бы спасла. Прототип героя в этой сказке наш старый кот Кеша. Бабушка моего мужа все говорила: «Не трогайте Кешу, он очень старый кот, ему не долго уж осталось». Прошло уж много лет (примерно лет двадцать), а Кеша все жив, но в последнее время очень ослаб. Я бы хотела оставить память о нем, чтобы дети не забывали его. В сказке он настоящий супергерой, который спас мир от зла.

У тебя есть увлечения помимо писательства? Или ты из тех людей, кто тратит все свободное время на создание историй?

Под настроение я вяжу крючком. Раньше занималась декупажем, плела из бисера и вышивала на картоне, но постепенно от всего этого отошла.

О литературе

Катя Степанцева писательница книги

Кого ты можешь причислить к любимым авторам, из классиков и из современных? Есть ли среди них кто-то, кто повлиял на твой стиль и вдохновил на написание историй?

Меня вдохновил американский писатель Джон Грин. Первая книга, которую я прочитала из его творчества, была «Виноваты звезды». Невероятно красивая, добрая, разрывающая душу на куски история. После нее я перечитала все книги автора и поняла, что в каждой истории ему удается создать не героев, а настоящих живых людей. Людей, которым сопереживаешь, за которых болеешь, о которых думаешь долгое время. А еще мне нравится его юмор. В книге «Виноваты звезды» правда многовато черного юмора, но я понимаю, что именно с помощью него герои пытались справиться с тем, что навалилось на них – неизлечимой болезнью, ведущей к смерти.

Из классиков очень нравится Булгаков, я готова перечитывать его бесконечно. Любимые поэты Тютчев и Фет, когда я была маленькая, то записывала их стихи в специальную тетрадку и заучивала наизусть. Обожала Есенина, его фотка была приклеена к зеркалу напротив кровати. А еще до сих пор люблю Высоцкого. В десятом классе выучила «Балладу о любви» и до сих пор помню ее всю.

Некоторые говорят, что между писателями не может быть дружбы, только конкуренция. Как ты относишься к этому высказыванию? Может ли автор писать один или творческая «тусовка» чем-то бывает полезна?

Писательство подарило мне самых верных, самых надежных, самых добрых друзей на свете. Друзей, которые разделяют мои интересы. Друзей, которые знают, что для меня важно. Друзей, которые за меня горой везде, всегда и всюду. Я не знаю, как так получилось, что людей, которых я узнала по интернету, некоторых и вовсе никогда не видела, могу уверенно назвать своими друзьями. Ведь они и самые строгие критики. Например, Ксения Пашкова пишет невероятно трогательный янг эдалт. Мы с ней познакомились на первом конкурсе «Пишем роман» и были не раз в одной группе, помогали друг другу редактировать тексты. Когда она застряла в написании детектива, я ей прислала книгу «Как написать идеальный детектив» Джеймса Фрея, а она совсем недавно посоветовала нереально крутого иллюстратора для моей новой повести «Встретимся на Плутоне». Все отмечают, что обложка у повести получилась очень привлекательной и красивой. Мы могли бы конкурировать, но много ли можно добиться в одиночку? Я не знаю. Или, например, Алена Хабарова. Она первая поверила в меня и мой талант. Первая проголосовала за мой роман «Хочу танцевать с тобой» в конкурсе «Пишем роман». Почти все обложки к моим книгам нарисованы Аленой. Она часто строго критикует мои тексты, и я вижу, что она делает это потому, что ей не все равно опозорюсь я перед читателем или нет, но и я в свою очередь всегда подсказываю ей сюжетные дыры, несоответствия, какие-то сомнительные моменты в черновиках.

Все мои друзья из группы «Щеглы»: Павел Шушканов, Сергей Пахомов, Марина Матвеева, Екатерина Баклыкова, Александр Волков, Александр Вер, Геннадий Ветер искренне помогают в вычитке текстов. И никогда не отказываются прочитать перед публикацией и высказать свое непредвзятое мнение. Если бы не такая поддержка, я не думаю, что задержалась бы в писательстве надолго, потому что в одиночку противостоять сомнениям и страхам, порой нелестной критике или необдуманным комментариям (особенно в начале пути) сложно. А совсем недавно нам с Павлом Сахновым, тоже между прочим писателем, удалось классно поздравить писательницу Милену Миллинткевич с днем рождения. Павел печет хлеб и живет в Краснодаре. Милена тоже живет в Краснодаре. Я не очень долго думала, что подарить Милене, ведь такие совпадения бывают редко. Павел испек для Милены невероятно вкусный хлеб. А еще они познакомились, возможно это начало для каких-то совместных проектов. Я была бы очень этому рада. Николай Сидоров частенько зовет меня в писательские движухи: то с блогерами в розыгрыше поучаствовать, то аудиокнигу записать, то отмечать друг друга в сторис, соревнуясь, кто больше знаков на сегодня написал. Мы помогаем друг другу. Так и нужно, мой совет другим начинающим авторам: объединяйте вокруг себя людей и вам будет легче и интереснее и другим поможете.

Как ты поступаешь с книгой, которая «не идет», когда читаешь и понимаешь, что это не твое? Домучиваешь или можешь бросить на середине и забыть?

Я бросаю читать книгу, которая не захватила меня с самого начала. Причем я не тяну до пятидесяти страниц, как советуют, мне достаточно прочитать первые пару-тройку глав.

О писательстве

Катя Степанцева Хочу танцевать с тобой книга
Катя активно участвует в конкурсах и даже побеждает в них: конкурс детской и подростковой книги выигран, на очереди Электронная буква от Литрес.

Расскажи о том, как ты училась писать книги, что помогло тебе прокачать мастерство?

Совершенно случайно я попала на первый конкурс-семинар «Пишем роман» в группе «Щеглы» Вконтакте. Увидела анонс на ютюбе, подписалась на группу и выложила первый в своей жизни текст на конкурс. Лидер группы Ирина Владимировна Щеглова как раз тогда начала свою просветительскую деятельность сначала на ютюбе, потом Вконтакте и собрала вокруг себя группу активистов, с которыми проводила семинары по скайпу. Все для меня было в новинку. Я начала писать свой первый роман, познакомилась с талантливыми писателями, у которых идей было на восемь жизней вперед. Каждое видео на канале Ирины Владимировны было в точку и закрывало хоть немного одну писательскую боль. Ее комментариев ждали с нетерпением. Постепенно при поддержке админов и участников сообщества я стала увереннее в своих силах. Сейчас я админ сообщества «Щеглы», куратор на конкурсе «Пишем роман» и организатор выездных семинаров для писателей.

К чему, по твоему мнению, должен быть готов начинающий писатель в наши дни? Какие советы ты бы дала на основе своего опыта? На что обратить внимание, а над чем не заморачиваться?

Думаю, должен быть готов к тому, что на первых порах он никому кроме себя не нужен. В мире полным-полно писателей, нужно научиться преподносить себя с достоинством, не принижать свое творчество, но и не преподносить его с гонором, не обижаться на читателей за их мнение, которое может не совпадать с мнением автора. И вообще не обижаться на критику. Нужно все время учиться: презентовать книги, продавать книги, рассказывать о себе и своем творчестве, учиться мастерству, много читать и много писать.

Ты активно участвуешь в конкурсах: твоя книга «Хочу танцевать с тобой» победила в конкурсе детской и подростковой литературы, а «Встретимся на Плутоне» вошла в лонг-лист Электронной буквы от Литрес, с чем я тебя, кстати, поздравляю. Скажи, чем автору помогают подобные мероприятия? Обычные читатели редко за ними следят, так что победа не гарантирует всенародной любви. Для чего ты бы посоветовала участвовать в конкурсах?

Я вообще очень азартный человек. Одно время любила участвовать в писательских дуэлях, потому что там была возможность анонимно посоревноваться с другими людьми. Никто не знал, кто скрывается за текстом, поэтому обсуждения максимально честные и объективные: обсуждается текст, а не автор.

Участие в конкурсах — это просто еще один способ заявить о себе миру. Да, может быть обо мне узнает не очень много людей, но те, кто узнают, могут рассказать другим. А те, кто купили мою книгу, будут знать, что на их полке стоит не книга какой-то неизвестной писательницы из Москвы, а победителя конкурса.

Я думаю, что у каждого человека свои мотивы для участия в конкурсе. Говорят, что издатели чаще обращают внимание на книги победителей конкурсов. Пока не знаю, проверим так ли это.

У тебя случались периоды творческого кризиса, когда писать совсем не хотелось? Как бы ты посоветовала писателям бороться с этим состоянием? Или бороться с ним не нужно?

В писательские кризисы я читаю. Читаю книги по писательскому мастерству, книги коллег, книги, взятые в библиотеке. Смотрю видео Тамары Крюковой или Ирины Щегловой на ютюбе. Иногда страдаю и всем рассказываю, как мне не пишется. Иногда просто живу, наслаждаюсь жизнь, впитываю впечатления. Очень выручают дуэли. Вот сейчас, например, после «Встретимся на Плутоне» я в состоянии: «Я больше никогда ничего не напишу», но на писательскую дуэль в Щеглах все-таки написала сказку. Думаю, не нужно замыкаться в себе и опускать руки, и нагнетать «Как все плохо» тоже не стоит. Писательской душе нужен отдых. Если не пишется – не пишите. Это только графоманам всегда и везде пишется. Остальным нужны творческие спады и подъемы, пик вдохновения и серые дни.

Как ты работаешь над историей? Садишься и пишешь на вдохновении или сначала взвешиваешь все и складываешь в четкую структуру?

Ответ: Я стихийный творец. Если меня захлестнула идея, я творю не покладая рук днем и ночью и все в курсе моих планов и перспектив по объемам и продвижению произведения. Я пытаюсь планировать, но мои планы часто меняются. Главное – знать, к чему я хочу привести читателя. Если есть цель, то я к ней иду и веду читателя. Сложнее, когда финал в тумане. Тогда и герои вялые, и идея не вяжется, и прокрастинация мучает.

Ты активно участвуешь в конкурсах, ведешь Инстаграм-блог, из-за этого постоянно находишься на виду. Не объявляются ли из-за этого периодически хейтеры или у тебя вежливая и спокойная аудитория? И вообще, встречалась ли ты когда-нибудь с троллями за время своего писательского пути?

Однажды на какой-то пост о книгах мне написали: «Лучше бы делом занялась», но одна из подписчиц мигом охладила этого человека, расспросив, каким именно делом надо заниматься и не пошел бы он куда подальше со своими советами. Тот человек больше не ответил. В общем-то это был единственный случай прямой агрессии в мою сторону. Возможно все мои хейтеры еще не родились. Или заняты допеканием кого-то другого.

О творческих планах

Катя Степанцева книги интервью с писательницей
Останавливаться Катя не собирается, поэтому скоро к этой коллекции добавятся еще книги.

Как думаешь, есть ли вероятность того, что тебе однажды все надоест, и ты решишь забросить писательство? Если подумать, то чем бы ты могла заниматься вместо этого?

Вероятность очень слабая. Но если бы я все бросила, я бы занялась снова каким-то рукоделием.

Многие авторы мечтают об экранизации их книг, а у тебя есть такое желание? Какую из своих историй ты хотела бы видеть на большом экране?

Я считаю все мои истории достойны большого экрана.

Пока ты покоряешь самиздат, а есть ли в планах публикация через издательство? И вообще, тебе важно, чтобы твою книгу кто-то опубликовал, или тебе достаточно тех возможностей, которые дают электронные площадки?

Я разослала роман «Хочу танцевать с тобой» в несколько издательств, большинство из них отделалось молчанием или отказом. Отправила его на конкурс Литреса и выиграла. После этого я задумалась вот о чем: если я понадоблюсь какому-то издательству, они сами меня найдут. Больше гоняться за издателями я не буду: рассылать, переживать, читать вежливый отказ.

Я хотела бы, чтобы мои книги издали. Не для галочки, не для гордости, не для заработка денег. Я бы хотела, чтобы мои книги читали люди, покупали в подарок любимым людям, обсуждали. Чтобы они были доступны во всех магазинах страны. Чтобы никто не спрашивал: «Как купить твою книгу?» Потому что было бы очевидно как: зайти в магазин и купить.

Послесловие: Прошу прощения за то, что не всегда правильно ставлю запятые. Это моя боль. Надеюсь никого из читателей этим не обижу.

Спасибо за интересные вопросы.

Спасибо Кате за участие в интервью! Я уверена, что прочесть его будет интересно не только поклонникам ее творчества, но и пока не знакомым с ней людям. Советую подписаться на ее инстаграм @katya_stepantseva, чтобы следить за книжными новинками и просто читать заметки о жизни и писательстве.

Найти ее повести и сказки ты можешь на этих площадках:
Литрес
Литмаркет
Author.Today
Литнет

Наверх