Правила писателя, которые можно нарушать

В сети очень популярны различные правила писателя в схемах, таблицах и списках. Это объяснимо: начинающие авторы особенно любят советы, которые дают четкие рамки того, как можно писать и как нельзя. Но чем больше я за этим наблюдаю, тем отчетливее вижу, что нередко эти советы становятся вредными. В этой статье я решила собрать правила для начинающих писателей, которые можно и нужно нарушать. Если тебе хочется и этого требует твой замысел, конечно 🙂

8 правил для начинающих писателей, на которые можно забить

На первых порах эти правила писателя помогают овладеть необходимыми навыками. Может быть, они даже будут тебе полезны. Но рано или поздно придется пересмотреть свой подход, чтобы не застрять в ловушке ложных убеждений. Итак, совершенно необязательно прислушиваться к этим рекомендациям:

1. Герой обязательно должен меняться к концу книги

Вот так новости! На главное правило драматургии, оказывается, можно наплевать? Да! Не все истории подразумевают глубокие необратимые изменения внутри персонажа. Вспомни, например, Шерлока Холмса — этот характер как маска, не меняется на всем протяжении серии. В моей повести «Когда исчезает солнце» тоже нет глобальных изменений в героях, но при этом история сложилась вполне динамичной.

Это правило не только можно, но и нужно нарушать в некоторых жанрах: триллерах, мистике, катастрофах, боевиках. В чем секрет и почему история может быть интересной, если в ней неизменные персонажи? Все просто — они не меняются, а вот мир вокруг них переворачивается с ног на голову. В конце книги они понимают, что раньше неправильно воспринимали реальность, много не знали. По этой причине особенно часто этот прием можно увидеть в мистике и ужасах.

Подробнее про построение такого сюжета можно почитать у Кэти Уэйланд «Создание арки персонажа». Она называет его плоской сюжетной аркой и подробно расписывает, как ее создать.

2. Первая фраза в книге должна цеплять

Первое предложение должно кратко описывать суть всей книги, представлять главного персонажа, задавать важный философский вопрос и интриговать, чтобы твою историю продолжили читать. А теперь выдохни: ты можешь расслабиться и написать все, что угодно, не думая о всех этих условностях.

Нет, я не отрицаю того, что первая фраза важна, но от нее не зависит ВСЯ судьба твоей книги. Люди, даже самые придирчивые, не бросают читать, если их не зацепило с самого начала. Если они читают ознакомительный фрагмент, то просмотрят хотя бы пару страниц, если купили книгу — тем более будут читать, пока история совсем не скатится в откровенную бессмыслицу.

Первое впечатление производит аннотация, поэтому делай ее интригующей и не переживай. Люди часто излишне лояльны к историям и дают им достаточно шансов, чтобы она их зацепила.

3. Конец книги должен перекликаться с началом

Открывающая и закрывающая сцены должны быть связаны тематически, локационно, идейно. В противном случае ты лишаешь свою книгу глубокого символизма, превращая ее в проходную литературу. Опять же, отлично, если у тебя получается как-то связать начало и конец, но если нет — это не повод переживать.

Обычно этот прием позволяет создать определенную атмосферу, подчеркнуть тематику книги, но при этом он не обязателен. Читатели едва ли заметят эту связь, только на подсознательном уровне, поэтому не нужно мучить себя и историю, если твои планы для финала немного другие.

4. Книгу нужно начинать с действия

Никаких размышлений, никакого описания погоды, никаких введений в устройство волшебного мира — сразу нужно бомбить действиями. Герой появляется в книге, убегая от своры бойцовых собак, кредиторов и десяти жен из разных городов, которые только что узнали о существовании друг друга. По крайней мере, так учат правила для писателя.

Начинать с действия можно, потому что оно не дает тебе возможности слишком уж погрузиться в описания, но не нужно воспринимать этот совет буквально. Книгу можно начинать с описания, погоды и других элементов, если ты можешь сделать так, чтобы они цепляли читателей.

5. Не надо писать прологи и эпилоги

Прологи замедляют действие, рассеивают внимание читателя и убивают желание читать дальше. А эпилог — скомканное описание событий, к которому автор прибегает, потому что устал и не хочет писать книгу дальше. Хотя на самом деле — это необязательные, но вполне самостоятельные элементы книги, которые могут сделать ее интересной.

Конечно, не любой пролог полезен. Но его можно обернуть себе на пользу: рассказать о событии, которое в прошлом стало спусковым крючком для событий книги или представить историю антагониста. Не обязательно раскрывать все, пролог должен стать крючком, задать вопросы, но не давать ответы.

Эпилог хорош, когда проливает свет на дальнейшую судьбу героев, но при этом не расписывает ее подробно. Можно дать намек, что герои будут счастливы, или наоборот, их ждет что-то ужасное. Эпилог должен создавать особую атмосферу, оставлять послевкусие, но не давать ответы на все вопросы.

6. Все сцены должны работать на развитие истории

Каждая сцена должна как-то влиять на историю, усиливать конфликт, и если она этого не делает — ее нужно безжалостно вычеркивать. Про это я и сама говорила в своих шпаргалках по созданию сцены в Планировщике сцен и Структуре сцены. Но теперь должна добавить: это не обязательно.

Да, процентов 90 твоих сцен должны оказывать на развитие сюжета определенное воздействие. Но ничто не мешает добавить тебе добавить 10% бессмысленных, забавных, не имеющих отношения к истории событий. История — это метафора жизни, поэтому и в ней должно быть что-то случайное, что поможет отдохнуть и перевести дух. Только не злоупотребляй этим, иначе читатели начнут возмущаться, и вполне справедливо.

Статьи и советы для писателей, борьба с писательским блоком

7. Не надо использовать наречия

Правило, которое пришло из легендарной книги Стивена Кинга, как я полагаю. Не так часто можно его встретить, однако можно. Как и все остальные правила писателя, справедливо только наполовину. Особенно с учетом того, что Кинг пишет не на нашем языке, поэтому правила и нормы там совсем другие.

Использовать в книге можно любые части речи и любые слова, но следи за разнообразием. Если у тебя есть наречия рядом с каждым глаголом — это не лучшее решение. А вот периодически их добавлять, чтобы уточнить действие вполне приемлемо.

8. Писать нужно несколько черновиков

Первый черновик — это всегда дно. Он сырой, нелогичный, полон логических ошибок и не должен никогда и никому показываться. Его нужно править и править, пока он не превратится во что-то нормальное. А произойдет это к черновику третьему-пятому.

А теперь шокирующее признание: все мои книги написаны с первого раза. Я выпускаю первые черновики, лишь исправив ошибки и кое-где подредактировав формулировки мыслей. Просто потому, что мне нечего там исправлять. Сначала я думала, что какая-то не такая, а потом поняла, что это нормально.

Я никогда не пишу историю из головы — у меня есть план-аутлайн (подробнее о моем рабочем процессе в статье Как я пишу книги). Еще до того, как я сажусь перед компьютером, я уже знаю, как будут развиваться события, чем отличаются персонажи, какие у них особенности и т.д. Это позволяет мне не переписывать книгу десятки раз, чтобы она была логичной и интересной.


На этом заканчиваю свою бунтарскую статью и надеюсь, что она поможет тебе по-новому взглянуть на драматургию. Правила писателя не всегда должны строго соблюдаться. Нарушай их, если того требует замысел, но при этом твердо знай, зачем ты это делаешь.

Если тебе нравятся мои статьи, переходи на мою страницу в Boosty — там ты найдешь дополнительные материалы для писателей: советы, идеи для сюжета, шпаргалки, которых нет на моем сайте. Если мои статьи тебе помогли, можешь оставить там же небольшое пожертвование на публикацию одной из моих книг, я буду очень рада 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх