Структура сцены: шпаргалка для писателей

Не так давно я уже публиковала похожую шпаргалку Как написать сцену в книге, но это не значит, что они похожи. Первая нужна, чтобы проверить все сцены в истории на предмет наличия конфликта и влияния на историю. Эта же создана для проработки отдельных элементов. Если ты не знаешь, из чего строится структура сцены, и не можешь сказать, где в твоей книге начинается одна и заканчивается другая, эта шпаргалка тебе поможет. В дальнейшем тебе будет полезна статья Как написать главу в книге: 7 ключевых этапов, где я рассказываю о том, сколько сцен должно быть в главе и какие именно.

Как обычно, сразу даю ссылку на скачивание, а ниже подробно распишу, что я добавила в этот шаблон и почему.

Как писать сцену в книге структура сцены шпаргалка для писателей

Что самое важное в структуре сцены

Думаю, что любой, кто хотя бы недолго изучал писательское мастерство, слышал, что сцена — это мини-история. Это действительно так, у каждой сцены есть завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Разница с полноценной историей только в том, что она вносит незначительные, но важные изменения. Последнее особенно важно: в каждой сцене что-то должно меняться, даже если совсем немного.

Иногда я использую самую базовую схему, которая выглядит так:

  • ВЫЗОВ — цель, которая стоит перед главным героем или героиней;
  • ПРЕПЯТСТВИЕ — действия антагониста, чтобы помешать герою;
  • ОТВЕТ — ответное действие героя, своеобразный компромисс, подразумевающий новую цель.

Ты тоже можешь пользоваться ею, чтобы понять, есть ли в твоих сценах конфликт. Однако на первых порах я советую более глубоко прорабатывать историю, и использовать для нее мою шпаргалку. Подробнее про конфликт я писала в статье Схема создания интересного конфликта в книге.

Как написать сцену в книге: 12 элементов

Если ты хочешь создать интересное повествование, структура сцены в твоей истории должна содержать эти 12 элементов:

Исходные данные

Персонажи — тут ничего нового, перечисляем главных и второстепенных персонажей, участвующих в сцене.

Цель главного героя — чего на данный момент он хочет добиться, зачем он действует в этой сцене.

Цель антагониста — часто ее сводят к простому желанию помешать главному герою, но будет лучше, если ты сможешь добавить больше мотивации. Например, антагонист хочет того же, то и главный персонаж.

Препятствие — то, что помешает герою достичь цели. Это могут быть действия антагониста или внешние обстоятельства.

Развитие действия

Побуждающее происшествие — с чего именно начинается конфликт в сцене. Это должно быть конкретное действие: столкновение желаний, ссора, открытие новой информации и т.д.

Ответное действие главного героя — сразу после побуждающего происшествия персонаж готовит план, который поможет преодолеть препятствие. Он начинает претворять его в жизнь, но в этот момент…

Ответное действие антагониста — в этот момент окружающий мир действует не так, как ожидает герой. Антагонист оказывается умнее и коварнее, и заранее предусмотрел этот вариант, поэтому на пути у главного персонажа появляется еще препятствие.

Кульминация — герой готовит второй план действий, чтобы ответить антагонисту, и, может даже, побеждает. Но своей изначальной цели добиться ему не удается, поэтому приходится ее трансформировать.

Решение (новая цель) — герой подстраивается под ситуацию и придумывает другую цель. На этом сцена завершается, а мы возвращаемся в начало шпаргалки, вписываем в цели персонажа новое решение, и пишем уже следующую сцену.

Статьи и советы для писателей, борьба с писательским блоком

Анализ сцены

Как сцена связана с предыдущей — показывает наличие причинно-следственных связей с уже написанной историей. Если никакое из предыдущих действий или фактов не оказали влияния на эту сцену, то она либо не нужна, либо должна быть проработана.

Как сцена влияет на следующую — нужно убедиться, что новое решение, как минимум, полностью пронизывает следующую сцену. Если герои говорят и делают что-то «с потолка», то сцена требует доработки.

Роль сцены в истории — помогает понять, зачем автор заостряет внимание на этом событии. Подробнее об этом, опять же, можно прочесть в предыдущей шпаргалке Как написать сцену в книге.


Я разделила этот шаблон на 3 смысловых блока, каждый из которых охватывает разные аспекты событий. После того, как ты пропишешь несколько десятков сцен по этой шпаргалке, ты научишься делать это интуитивно, и структура сцены перестанет вызывать у тебя вопросы. Если же ты не понимаешь, как соединить все сцены в связный сюжет, воспользуйся готовыми драматургическими схемами, например той, которую я описала в статье Как создать план любого романа на одной странице (+ романтика, фэнтези, приключения).

Если тебе нравятся мои статьи, переходи на мою страницу в Boosty — там ты найдешь дополнительные материалы для писателей: советы, идеи для сюжета, шпаргалки, которых нет на моем сайте. Если мои статьи тебе помогли, можешь оставить там же небольшое пожертвование на публикацию одной из моих книг, я буду очень рада 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх